Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
объяснения противоречивости этого мифологического образа. Добавим, что он 
сохранился в мифологии таджиков. Peri, как неолитическая богиня, связана с 
дождём, водой. А.Бертельс считает, что имя peri и этимологически связанные с 
ней имена (в том числе, славянский Перун) происходят от протоиндоевропейского 
*реr 'производить на свет, рождать'48. В мифологиях тюркоязычных народов 
Кавказа и Средней Азии также имеется дух Пери, который чаще всего предстаёт в 
человеческом облике (как мужчин, так и женщин). Скорее всего, это заимствование 
из иранской мифологии.
    Влияние Перуна-Перкунаса распространилось на финно-угорский мир. В 
частности, у балтов было заимствовано имя мордовского громовника Пурьгине-паза, 
который считался приёмным сыном верховного божества Нишке. Percole, по саамской 
мифологии, – отец громовника Айеке. Разумеется, с христианизацией произошло 
снижение образа. До сих пор в некоторых финно-угорских языках обозначение чёрта 
(ercole. Ср. также эст. (orgu (преисподняя( и удм. пери (духи болезней(. 
    Итак, мы привели лингвистические и мифологические параллели Перуна. Теперь 
необходимо подытожить его основные атрибуты:
    1. Возвышенное место. По летописи, Владимир соорудил новый истукан Перуна с 
серебряною головою, и поставил его близ теремного двора, на священном холме. 
Связь Перуна с горой, холмом отмечена во многих письменных источниках. Кроме 
того, по всей древней области расселения славян известны названия 
возвышенностей, происходящих от этого имени: Perun в Истрии, взгорье Реrynа и 
др. Ср. также др.-инд. parvata (гора( (вспомним имя индийской богини Парвати 
(горная(), готск. fa(rguni (гора(, а также латино-герм. Fergunna, д.-в.-нем. 
Virgunnia как обозначение соответствующего топонима – горы или леса на 
возвышенности и т.п., что указывает на связь имени громовержца с горой, 
возвышенностью. Следует сопоставить имя Перун с хеттским perunas (скала(. Ср. 
также литовские топонимы типа Perkunkalnis (гора Перкунаса( или Griausmo kalnas 
(гора грома(. Любопытный материал мы можем найти в одном из моравских 
диалектов:((e(((((((горный дух(( 
    2. Наряду с горой бог грозы связан с деревом (особенно дубом) или лесом. 
Как указывают В.В.Иванов и В.Н.Топоров, “гору и лес в качестве атрибутов можно 
считать взаимозаменяемыми, равнозначными элементами”49. Семантическое отношение 
гора = лес широко распространено сегодня в славянских языках. Так в 
сербохорватском языке гора означает собственно (гора( и (лес(, в болгарском 
гора = (лес(, а в ряде русских диалектов термин дубрава имеет значение 
(возвышенность, заросшая лесом(. Ср. лит. ((((u((((((((((((лат. Perkona ozols 
(дуб Перкунаса(. Стоит также отметить, что Тор (древнегерманский аналог Перуна) 
имел в Исландии вариант произношения Borr. Ср. рус. бор (лес на песчаных и 
каменистых почвах(. Иранский дух peri также связан с деревьями.
    Добавим, что “мифологическое главенство” дуба можно наблюдать почти у всех 
индоевропейских народов. В русских сказках говорится о магическом дереве, 
растущем “в море-океане”. Этим деревом, как правило, является дуб, в корнях 
которого находится яйцо, т.е. символ Вселенной. Имя Перуна часто сравнивается с 
и.-е. названием дуба – ср. лат. quercus из *ре((u(( и т.п. Есть предположение, 
что и имя Тора также этимологически связано с дубом. Дуб был священным деревом 
и у друидов (кельтских волхвов). Недаром, слово  друид происходит от кельтского 
названия дуба  deru, derw. 
    3. Связь Перуна с громом и молнией. В подтверждение этому существуют 
нарицательные существительные, встречающиеся в украинском, белорусском и других 
славянских языках, а также данные из белорусского фольклора, где Перун побивает 
своим оружием (молнией) змеевидного врага, последовательно прячущегося от него 
в дереве, камне, человеке, животном, воде. Часто в былинах главным оружием 
Перуна были камни, стрелы, топоры. А.Н.Афанасьев писал о том, что страшные 
удары молнии, несущей убийства и пожары, грохот грома и вой бури во время грозы 
заставили сблизить молнию с копьём, стрелою и другим оружием, известным в 
древности50. От слова гроза образованы такие производные формы, как грозный, 
грозить. И другая ипостась Перуна связана с его карающей функцией. Насылая град,
 бури и ливни, Перун иногда карал смертных неурожаем, голодом и повальными 
болезнями (поветрием). В Ржевском уезде поэтому, по свидетельству русских 
этнографов, говорили схвати тебя перуном в смысле (да постигнет тебя болезнь, 
припадок(51. Молнии – это стрелы бога-громовника. С этим представлением связана 
пословица, которую приводит А.Н.Афанасьев: “Летит медная стрела, никто её не 
поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица”. Ср. польск. strzala piorunowa 
(громовая стрела(. Любопытно также, что камень белемнит в польском языке имеет 
название  kamien piorunowy.
    Мы уже упоминали, что имя Перуна часто сравнивают с латинским названием 
дуба quercus. И если мы заговорили о латинском языке, то можно вспомнить слово 
percussio (нанесение ударов(. В современном русском языке “перкуссия – это 
метод исследования сердца, лёгких и других внутренних органов, основанный на 
том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и поражённых тканей, 
различен”52. А термин перкуссия в современном музыкальном мире обозначает 
(ударные эффекты(. Так через латинский и английский языки и.-е. корень per- 
(perk-) снова “посетил” русский язык. Причём связь данного корня с “ударным” 
значением лишний раз подтверждает правомерность этимологической связи между 
Перуном и др.-рус. пьрати (бить, колотить при стирке(. Вспомним ещё раз в 
данном контексте, что лит. Perkunas – дословно (ударяющий(.
    В славянской и балтийской мифологиях Перун приурочивается к четырём 
сторонам света, что видно из четырёхчленной структуры святилища Перуна на 
Перыни, а также из названия четверга как “дня Перуна” (в полабской традиции 
Perannedan). С этим полабским свидетельством согласуются и другие данные, в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-