|
имена лешак, лесовик, лесник, лесной, лисун, перелесник, царь лесной, боровик,
моховик, в Олонецкой губернии его звали лес или лес праведный, известны также
эвфемистические прозвища: мужичок, хозяин, вольный гаркун38.
С.В.Максимов передаёт рассказ сибирских старожилов о том, как в 1859 г.
наблюдалось массовое переселение белок из сибирской тайги через Урал в леса
европейского Севера. Они объясняли: это сибирские лешие, проигравшие в карты
северным русским лешим, гнали на запад свой проигрыш39.
В прошлом в русских деревнях Севера были обычны рассказы об особых
договорах, которые пастухи заключали с лешими, чтобы те помогали пасти стадо;
ср. олонецкий заговор, записанный в XVII в.: “Се яз... призываю к себе на
помощь из леса лешех”40.
В тех местностях, где есть большие леса, устанавливается некоторая иерархия
лесных духов, помимо простых леших есть командующий над ними “лесной царь”.
“Лесной царь” (хозяин зверей и птиц), с которым заключают договор пастухи и
который со временем стал приобретать признаки чёрта, не может изначально не
быть связанным с образом Велеса/Волоса.
Следует отметить, что некоторые исследователи связывали с именем Велеса
Волосожары – народное название созвездия Плеяд. В частности, Д.О.Святский
отмечает: “...(Волосожары(, т.е. жаркие (яркие) звёзды Волоса или (Волоса-ярки(,
т.е. ярки (овцы) Волоса, около которых он бывает каждый месяц, а иногда и
(покрывает( их”41. Он же пишет дальше: “В Черногории Плеяды носят подобное же
название (влашичи( – пастушьи, велесовы звёзды, что в народной поэзии западных
славян соответствует нашему более определённому названию – Волосожары. Таким
образом, в свете первичных наблюдений звёздного неба объясняется целая
поэтическая страница славянского фольклора, внося вместе с тем ещё одну
любопытную черту в историю культа Велеса – лунного бога языческой Руси и,
вероятно, всех славян: Влашичи, Волосыни или Волосожары оказываются
излюбленными звёздами Велеса”42. Данный вывод делался Д.О.Святским на основании
того, что “в соединении с Плеядами Луна бывает каждый месяц, а иногда
покрывает эту группу или некоторые из её звёзд; это явление покрытия в
особенности могло приковать к себе воображение (велесовых внуков( и быть
воспето в их поэзии”.
Склонен трактовать название Волосыни таким же образом, “исходя из культа
Волоса”, через его соотнесённость с Родом и рожаницами и Б.А.Успенский. Именно
этой соотнесённостью он объясняет, “почему в средневековых русских
астрологических памятниках семь планет, оказывающих влияние на судьбу людей,
называются рожаницами. Это название следует сопоставить с др.-русск. волосыни
как названием Плеяд (у Афанасия Никитина и в разговорнике Т.Фенне 1607 г.), ср.
болг. власите ‘Орион’, власците ‘Орион, Плеяды’ и т.п.”43.
Однако, по мнению Г.Ф.Ковалёва, вывод о связи Велеса и Волосожар несколько
поспешен. “Название Волосожары можно пояснить таким образом: когда сено вынуто
из стога, то оставшиеся шесты-стожары, особенно издалека, напоминают волосы.
Тем более, что в русских говорах есть специфическое значение слова волосы –
‘волосы солнца’, то есть ‘лучи солнца’. Поэтому, видимо, Афанасий Никитин
называл в “Хожении за три моря” созвездие плеяд Волосынями. {...} Название
Волосыни зафиксировано и в опубликованной польскими учёными рукописи XVI в.
“Русско-немецкий разговорник Томаса Шрове” в форме ((((((( с пояснением: das
Siebengestirn, то есть (семь звёзд(. В словаре И.И.Срезневского приводится
древнерусский (скорее церковнославянский) эквивалент того названия, бытовавший
в XII в.: власожьльць/власожельць. {...}
Не умаляя достоинств красивой гипотезы Д.О.Святского и довольно интересных
сопоставлений Б.А.Успенского, всё же нельзя считать вполне доказанной связь
названия Волосожары/Волосыни с именем славянского языческого бога Велеса. Нужно
исходить из действительности: визуально скопление звёзд в Плеядах чётко
напоминает шапку ярко светящихся волос”44.
(2. ПЕРУН
В отличие от Велеса Перун практически не вызывает споров у исследователей
славянской мифологии. Его функции, по крайней мере, признаются очевидными.
Перун почитался как высший бог в киевском (именно в киевском) пантеоне, о
чём свидетельствует его место в списке богов, а также и особые “почести”,
оказанные ему после принятия христианства (его тащили за верёвку через весь
Киев, а затем пустили вниз по Днепру, сопровождая, чтобы не выплыл на берег).
Миф о Перуне частично восстанавливается по его следам в белорусской и
некоторых других славянских традициях, где громовержец ещё соединён с самим
Перуном (белор. пярун (гром() и по многочисленным сказочным и былинным
трансформациям.
В научной литературе всё же имеется один спорный вопрос о Перуне, а именно:
был ли он исконным богом славян или же скандинавским богом, принесённым в Киев
и в Новгород княжескими варяжскими дружинами?
Действительно, в скандинавской традиции существовала аналогичная фигура
Тора, бога грома и молнии. Ср. название святилища Перуну под Новгородом на
Перыни – *Peruni. Явное этимологическое соответствие – готск. fairguni (скала(.
Также в скандинавской мифологии было божество Фьёргюн (др.-исл. Fiorgyn),
упоминаемое либо как мать Тора, либо как отец Фригг. Некая связь с германской
мифологией очевидна. Кроме того, Перуна долгое время исследователи считали
богом только княжеской дружины, тогда как Велеса – богом всей Руси.
Однако, данные этимологии говорят о том, что культ Перуна пришёл к славянам
|
|