Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
такого противостояния не было.
    Любопытно сходство севернорусской мифологии со скандинавской. Видимо, 
единство региона давало о себе знать.
    Русскому Велесу соответствует скандинавский Один – покровитель жрецов, 
магии и поэзии, “владыка мертвецов”, оборотень, обладающий одним глазом – 
источником мудрости. Отметим, что Один в Скандинавии почитался выше Тора, 
аналога нашего Перуна.
    Происхождение имени Один указывает на поэтическое вдохновение, на шаманский 
экстаз. В.В.Иванов и В.Н.Топоров отмечают: “Обращает на себя внимание то, что 
волхв после сожжения жертвы вещал от имени Волоса (ср. аналогию в словах 
прорицательницы в (Эдде(, произносимых от имени Одина), а также и то, что его 
убивали как жертву тому же богу (ср. многочисленные параллели)”30.
    Итак, в Скандинавии и Северной Руси архетип “магической мудрости” (Велес, 
Один) стоял “превыше всего”.
    Приведённая ниже цитата из В.В.Иванова и В.Н.Топорова представляется нам 
весьма любопытной. Учёные пытаются рассуждать о распространённости корня *vel-: 
“С {...} кругом шаманских представлений можно связать и диалектные 
северновеликорусские термины: вологодск. волхат, волхит, ж.р. волхатка, 
волхитка 'ворожея' (с суффиксом, тождественным суффиксу в курск. волохатый 
'косматый, мохнатый, кудлатый, всклокоченный' с инославянскими параллелями; к 
семантике ср. ниже о медведе). {...}
    С севернорусским культом, отправлявшимся жрецом, который был связан с 
Волосом, можно соотнести и некоторые топонимические названия типа Волосово. С 
одной стороны, в тех же местах удаётся найти следы легенд о Волосе/Велесе, чей 
культ некогда отправлялся в них, с другой стороны, обнаруживаются и 
археологические данные о местах святилищ. В частности, это относится к деревне 
Волосово и Волосово-Даниловскому могильнику. Согласно сохранившемуся до 
последних лет устному преданию, в этом месте на вершине холма стоял деревянный 
идол Волоса. Собственное имя Волос как название людей было широко 
распространено на русском Севере.
    К числу архаизмов, сохранённых особенно в Приволжской области, принадлежат 
термины, где основа волос/велес используется для обозначения власти, её 
носителя и соответствующей социально-территориальной единицы: рязанск. велес 
'повелитель, распорядитель, указчик', волос 'власть', волосить 'властвовать, 
управлять', ср. также русск. волость (особенно показательны приведённые выше 
проклятия, где волость выступает в тех же контекстах, что и волос), володыка 
(владыка), ст.-слав. велии как наименование полноценных равноправных членов 
древнеславянского коллектива, слов. last 'собственность', чеш. vlastnictvi 
'собственность' и vlastnik 'собственник', серб.-хорв. властeла 'знать, 
аристократия, крупное земельное владение, феодалы'; ср. литовск. valstietis 
'крестьянин' (при valscius 'волость')”31. 
    На наш взгляд, В.В.Иванов и В.Н.Топоров неправомерно расширяют количество 
слов, родственных  Велесу/Волосу, и значений, присущих им. Например, 
утверждение, что Волос и володеть (волость, власть) являются этимологически 
родственными словами, не представляется нам верным.
    Значение (кудлатость, лохматость( этимологически связано только с именем 
Волос, но не Велес. Видимо, здесь сыграли определённую роль народная этимология.
 Недаром, по народным поверьям, Велес часто являлся в виде волохатого медведя и 
считался хозяином леса. Ср. лат. villus (шерсть(, villosus (волосатый(.
    В какой-то период со значением (волохатость, косматость( был связан обряд, 
во время которого колдун-жрец, имитируя охоту, наряжался в звериную шкуру. 
Позднейшие охотники на медведей не маскировались в медвежью шкуру, но в 
качестве ритуальной одежды она дожила до XIX века. Так что Волос в какой-то 
степени – “атрибут” Велеса, “табуирование”. Для сравнения следует отметить, что 
индийский аналог Велеса Шива имел на своих плечах шкуру тигра. Он изображался 
погружённым в глубокую медитацию, считался владыкой зверей, скота. 
    Любопытно, что в рязанских диалектах есть слово велес в значении 'указчик, 
повелитель, распорядитель'. Данный “термин” употребляется в ироничном 
контексте: Ишь велес какой! Безусловно, это имеет отношение к воспоминанию о 
боге Велесе, однако народная этимология связана скорее с глаголом велеть, а не 
с властью, как утверждают В.В.Иванов и В.Н.Топоров.
    Нельзя исключать в качестве причины появления имени Волос и “удобство” 
произношения (т.е. народную огласовку). Гипотетически можно предположить и 
влияние балтийских языков, особенно литовского. Имя Велс абсолютно идентичного 
балтийского божества могло поспособствовать появлению формы Волос по принципу 
*melko-молоко.
    Каково же происхождение изначального имени рассматриваемого божества?
    Имя Велеса содержит и.-е. корень wel/wal/f(w)il. Второй компонент имени 
часто возводят к производной основе от индоевропейского глагола *es- - 
*es-es/os-u-, представленной здесь на нулевой ступени – s'ъ-os/s-u-. Таково 
мнение, например, Р.Якобсона32.
    Под этим именем, несколько изменённым в различных случаях, данный бог 
известен всем народам балто-славянской общности: Wels (литов. и латыш.), 
Velnias, Velinas (литов.), Velns (латыш.). 
    Основную смысловую нагрузку в имени Велес несёт, конечно же, основа. Основа 
wel/wal/fil связана с переходами между мирами. Источники в этом отношении 
говорят о связи основы с загробным миром. И это верно: смерть – один из 
возможных способов перехода. Узко “загробное” значение основы реконструируется 
на всём североевропейском материале. Сравните: балт. welli (день мёртвых( (в 
этот день молились Велесу о душах усопших, дабы он проводил их в Правь); литов. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-