|
что единственный допустимый вывод о различии между Перуном и Велесом по этим
выпискам из договоров с греками тот, что в составе русских посольств 907 и 971
гг. были как дружинники, клявшиеся грозным Перуном, так и купцы, давшие клятву
своему богу богатства Волосу19.
Любопытно, что на киевском капище среди других идолов не была воздвигнута
статуя Волоса. И всё же во времена Владимира Волосов кумир стоял в Киеве, но не
на горе, а на Подоле, там, где жили ремесленники и торговцы. Подобное положение
Волоса по отношению к другим идолам, по мнению О.М.Раппова, связано с тем, что
Волос был более почитаем у демократических слоёв населения Киевской Руси:
скотоводов, земледельцев, купцов”20.
Следует отметить, что в различных древнерусских письменных памятниках
упоминаются два имени: Волос и Велес. Это привело, например, М.Фасмера к выводу
о почитании двух богов у славян21. Однако большинство исследователей (Ягич,
Махек, Якобсон, Топоров и др.), основываясь на лингвистическом анализе, а также
на том, что в текстах встречается постоянное объединение Велеса и Перуна,
Волоса и Перуна, приходят к выводу о тождестве Велеса и Волоса. Действительно,
позиция М.Фасмера не представляется верной хотя бы потому, что в
вышеприведённых цитатах из “Повести временных лет” 907 г. и 971 г. Волос и
Велес употреблены в абсолютно одинаковом семантическом контексте: Перун –
Волос/Велес – скотий бог.
С другой стороны, в рассуждениях М.Фасмера есть зерно истины, если
подходить к данной проблеме с языковой точки зрения. Слова Велес и Волос не
могут быть абсолютно идентичны по своему происхождению, какую бы гипотезу мы ни
брали за основу. Например, из *velsъ так же не мог получиться Велес, как из
*melko – “мелеко”. Результаты изменения корня *vels-*vols- у восточных славян
совпали бы в едином варианте Волос. Итак, наш вывод: Велес и Волос – безусловно
одно и то же божество, но имена Велес и Волос не могут иметь одинаковое
происхождение.
Культ святого Власия является заместителем языческого культа Волоса в
христианские времена. На это указывают некоторые факты. Например, в
Новгородской и Вологодской губерниях, по свидетельствам этнографов, существовал
обычай приносить в церковь на праздник св.Власия коровье масло и класть его
перед иконой святого. На некоторых иконах св.Власий изображался на коне в
окружении лошадей, коров, овец22. На празднике св.Власия сжигались кости
животных (“сжигание коровьей смерти”). Аналогичный ритуал мы наблюдаем в “день
мёртвых” у литовцев.
Сам же Велес после принятия христианства, как и другие божества, приобрёл
негативные семантические значения. В старорусских и западнославянских текстах
Велес отождествляется с дьяволом23. У западных славян есть выражение за море к
Велесу в значении (к чёрту, на тот свет(. Отсюда в чешском языке veles (чёрт(.
Культ Велеса/Волоса был широко распространён в Древней Руси, и этим можно
объяснить достаточно широкое употребление топонимов, образованных от имени
этого божества среди других топонимов языческого происхождения. Из I
Новгородской летописи известно название Волосовой улицы в Новгороде. На ней, по
местному преданию, стоял идол Волоса и на ней позже была построена церковь
Власия. Значительное число подобных топонимов встречается ещё в XIX в. Так, Е.В.
Барсов указывал село Волосово во Владимирской губернии и Велесово ребро –
возвышенность в Ярославской губернии, Велеса – название левого притока Зап.
Двины и реки в Смоленской губернии, гора Велес в Боснии24. О широком
распространении на Севера имени Волоса сообщал А.Погодин: три деревни Волосово
и гора Волосово в Новгородской земле, в Ярославской губернии пять деревень
Волосово, в Костромской – две, в Тверской – восемь и т.д.25 Может быть, наличие
подобных топонимов связано с существованием в этих местах в древности идолов
Волоса/Велеса. Так, Н.М.Гальковский писал о том, что в Поречском уезде
Смоленской губернии было село Велесто, расположенное на берегу большого
Велестовского озера. Местное предание сохранило смутную память о каком-то идоле,
стоявшем на месте теперешнего села26. В деревне Волосово Даниловского района
Ярославской области сохранилось предание о деревянном идоле Велеса, стоявшем на
вершине холма27. Подобные свидетельства заставляют думать о широком
распространении культа скотьего бога в Древней Руси, особенно в северных землях.
Распространение культа Велеса не было ограничено исключительно землями
восточных славян. Ранее мы уже говорили о близости его к культу балтийского
божества Велса, бога скота и мёртвых. Имеющиеся данные позволяют предполагать
наличие божества Велес у всех славян. Подтверждением существования в мифологии
южных славян божества Велеса могут служить топонимы Велес в Македонии и Волос в
Крайне. Следы почитания Велеса можно обнаружить и у западных славян, так, в
чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северорусским
бесом Ёлсом. Костромское диалектное ёлс означает (бес, чёрт, леший, нечистый(.
Д.К.Зеленин, которого поддержал и Р.Якобсон, предположил, что слово ёлс
является производным от имени Волос28.
Итак, Велес/Волос имеет очень древнее происхождение, и его функции
изменялись с течением времени.
В.В.Иванов и В.Н.Топоров, рассматривая “Сказание о построении града
Ярославля”, считают, что Велес был главным божеством именно на севере Руси29.
Есть все основания полагать, что Велес на юге Руси являлся второстепенным
божеством, в то время как в Северной Руси он был главным божеством, даже выше
Перуна. Это “сводит” противоположные точки зрения различных исследователей на
вопрос, были ли Перун и Велес противниками или нет. На наш взгляд, на юге Руси
действительно имело место “соперничество” Перуна и Велеса, но на севере Руси
|
|