|
был Сварог. Сведения о нём можно почерпнуть из хроники Иоанна Малалы (XII в.).
И также мы проанализируем имя славянского бога Ярилы. Его ритуалы сохранились в
народе до XVIII века. У балтийских славян это божество было известно
миссионерам под именем Геровита.
Итак, основной пантеон языческих богов восточных славян известен по
религиозной реформе князя Владимира. Но каков был пантеон до того? Можно
предположить, что иерархия этого княжеского пантеона 980 года отнюдь не
полностью совпадала с действительной иерархией божеств в мифологическом
сознании народа. Е.Е.Левкиевская отмечает: “У современных исследователей есть
все основания считать, что этот пантеон был достаточно искусственным
образованием, он скорее помогал Владимиру решать политические задачи, нежели
отражал развитие реальных народных верований”10.
Есть и ещё один важный момент. Исследователь Н.И.Зубов отмечал, что
“следует различать собственно теонимы как имена реально мыслимых язычниками
божеств (Перун, Волос, Святовит и под.); квазитеонимы как слова, фактически не
являющиеся теонимами, но воспринятые в качестве таковых интерпретаторами (Род,
Дива, Сварожич, Лада); псевдотеонимы, сконструированные либо фальсифицированные
имена несуществующих божеств (например, Услад)”11.
ГЛАВА I.
ПЕРСОНАЖИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО МИФА
(1. ВЕЛЕС
Велес – один из древнейших и основных богов славянского пантеона.
В “Повести временных лет” Волос характеризуется как “скотий бог”12, что
даёт нам возможность понять важнейшую ипостась культа этого бога – покровителя
скотоводства и богатства.
Кстати, как отметил А.Н.Афанасьев, в словацкой песне (колядке) слово велес
прямо употребляется в значении (пастух(:
Пасли овцы велесы
При бетлемском салаше...13
Интересно определение Бояна в “Слове о полку Игореве” как “велесов внуче”.
Как это объяснить? Мнение Е.В.Аничкова таково: “... Бог торговли оказывался и
богом вообще культуры, отчего Велес представлялся в XII в. книжникам
родоначальником всей древней культуры и искусства, в частности и
песнетворчества”14.
Функции Велеса/Волоса как скотьего бога соответствует древнее
индоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где один из
богов пасёт души мёртвых. С этим связано ритуальное принесение в жертву скота
как при погребении, так и во время поминальных празднеств у славян. На то, что
имя Велес имеет оттенок значения, связанный с культом мёртвых, указал ещё А.Н.
Веселовский, приводя ряд балтийских параллелей (welis (покойник(, welci (души
умерших()15.
Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём, что в древности они
почитали бога Велса или Виелону, который пасёт души умерших. У литовцев
существовал особый праздничный ритуал, посвященный богу Виелоне. Он заключался
в том, что для праздничного пира закалывали свинью и приглашали Виелону вместе
с мёртвыми принять участие в этом пире. У литовцев в день поминовения усопших
(“время Велса”) был обычай сжигать кости животных16. Всё это свидетельствует о
том, что балтийский Велс, как и славянский Велес, сочетал в себе функции
охранителя скота и главы загробного мира. В балтийской традиции существуют
особые приметы и поверья о т.н. “мёртвой кости”: латыш. ((la kauls, литов.
navikaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. uallas hastai; само название и
ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и
скот. Велсу был посвящён месяц октябрь – Wa(((((a(((((Ср. белорусский обычай
осенью приглашать дедов, т.е. предков, к столу.
Именно от имени литовского бога Велса-Виелоны идёт балтийское имя чёрта
Велняс (литов. (e((((((((e(((((((лат. velns). Несмотря на негативную оценку
данного “демонического” персонажа, он связан с музыкой, танцами и даже наделён
мудростью, а также снабжён атрибутами скота (рогами и копытами). Налицо все
функции древнего божества, хотя и с негативной оценкой.
Слово vele по-литовски значит (душа(, но прямо связано с богом скота.
Подтверждение той же ассоциативно-мифологической связи души и животного мира мы
находим в западноевропейских языках (лат. anima (душа( и animalis (животное().
По мнению В.В.Иванова и В.Н.Топорова, Велес является противником Перуна, и
они отождествляют его со Змеем. Сопоставляя мифы других индоевропейских
народов: ведийский о демоне по имени Вала, скрывающем в пещере (иной вариант:
пожирающем) коров, похищенных у бога грома и молнии Индры, балтийский о Велнясе
(Велинасе, Велнсе), похитителе скота у бога-громовержца Перкунаса, эти учёные
предполагают, что в исходном славянском мифе Велес, связанный со скотом, тоже
был антагонистом бога грома и молнии Перуна17. Противопоставление Велеса Перуну
в древнерусской мифологии авторы также базируют на тексте летописи. В “Повести
временных лет” говорится (907 г.): “... И кляшася оружьем своим и Перуном богом
своим и Волосом скотием богом...” (971 г.): “Да имем клятву от бога, в него же
веруем и от Перуна и от Велеса скотия бога”18.
По мнению же Б.А.Рыбакова, Перун и Велес не были противниками. Он считает,
|
|