|
англ. swear дословно означает 'я беру в свидетели небо'. Сохранившиеся до наших
дней английские выражения I swear by Jupiter [by Almighty God, by all that is
holy] 'клянусь Юпитером [всемогущим богом, всем святым]', he swore by all the
gods 'он призывал всех богов в свидетели' являются подтверждением нашей
гипотезы.
По мнению В.В.Левицкого, глагол swear (клясться(, равно как и
существительное answer (ответ( восходит к германскому *swarm (то, что жужжит(
(ср. нем. schwirren (жужжать()115. Однако мы считаем, что значение (жужжания(
вторично по отношению к “небесному значению”, так как “главное жужжание”,
которое воспринимал древний человек – это небесный гром.
Итак, наша версия заключается в том, что англ. swear и рус. Сварог вышли из
общего и.-е. корня с “небесным” значением. Интересно, что в индуистской
философии Свар – не простое небо, а небо как “сверхформальный мир”, в котором
пребывают все возможности Проявления116. Небо – дверь, ведущая к иному, чем
земной, миру, который мыслится светлым, как само небо. Это представление и
отразилось в образе индийского рая сварги, куда после смерти попадают храбрые
воины.
Не является ли это разгадкой нашего Сварога?
Сварог, по древнерусскому преданию, предаётся покою, предоставляя
управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо
тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном Сварога:
“...Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именем
Солнце, его же наричють Дажь-богъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть
Дажь-богъ”.
О том, что Сварог существовал в качестве славянского бога свидетельствуют
многочисленные топонимы с этим именем: Сварожево, Сварыжь (Новгородская
губерния), польск. Swaryszewo, Swarze( (близ Познани), кашубское Swarozyno и
другие.
Как видим, славянские солярно-небесные божества имели первоначально
различные архетипические значения. Сварог символизировал “сверхформальное” небо,
Дажьбог – светлое начало (в прямом и переносном смысле), Хорс – солнце как
круглое светило-диск (иногда луну), Ярила – энергию как таковую. Безусловно, их
функции пересекались, но отнюдь не отождествлялись. Совпадение же этих божеств
произошло, по-видимому, из-за размывания и утраты древних культов. Но
изначально эти божества имели разные архетипические функции, их “солярность”
носила разный характер, что мы и попытались показать в данной главе.
ГЛАВА III.
ДРУГИЕ БОЖЕСТВА
(1. МОКОШЬ
Мокошь – единственное женское божество древнерусского пантеона. При
перечислении кумиров богов Киевской Руси в “Повести временных лет” Мокошь
замыкает список. В древнерусских поучениях против язычества имя Мокоши
появляется между перечнем богов, с одной стороны, и женских существ,
принадлежащих к низшим уровням мифологической системы – вил, с другой. В “Слове
некоего христолюбца” читаем: “И верують въ Перуна, и в Хърса, и въ Сима, и въ
Ръгла; и в Мокошь, и въ вилы”; “Иже молятся огневи подъ овиномъ виламъ, Мокошьи,
Симу, Рылу, Перуну, Волосу”...; в “Слове святого Григория како первое погани
суще язьщи кланялися идоломъ”: “Темь же богомъ требу кладуть и творять и
словеньскыи язык: виламъ и Мокошьи, Диве”; “Но и ноне по украинамъ молятся ему
проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши и виламъ”.
Мокошь была известна не только у восточных славян, но и у западных и южных
славян. Словенская сказка о колдунье по имени Мо(оs(а является тому
подтверждением. Отмечены также западнославянские топонимы типа Мо(оs(((((((,
полабские Mukus, Mukes, старолужицкое Мococize.
Характер и функции этой богини выяснены не до конца. А.С.Фаминцын вообще не
включил Мокошь в общий перечень славянских божеств117. Е.В.Аничков писал о
“гадательном характере” богини118. Л.Нидерле указал только некоторые
топонимические признаки Макоши в Польше, объясняя их влиянием Руси и добавляя,
что “нигде более она не известна”119.
Другие исследователи, изучавшие обычаи восточных славян, предполагают связь
Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь считают покровительницей женщин и
женского рукоделия. Следы этого древнего языческого культа ещё в середине XIX в.
сохранялись в глухих углах Олонецкого края, на Украине. Мокошь представляют в
виде женщины с большой головой и длинными руками. Она прядёт по ночам в избе,
поэтому поверья запрещают оставлять кудель, а “то Мокоша опрядёт”120. Мокошь
невидима, но её присутствие можно обнаружить по урчанию веретена.
В XIV–XVI вв. в позднейших копиях древних поучений Мокошь продолжает
упоминаться, но культ её уже сильно снижен. Связано это было с христианизацией
Руси. Этнографические предания русского Севера рисуют нам Мокошь невидимой
пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей
прядение в праздничные дни121.
Это божество могло быть суровым и требовало неукоснительного повиновения,
поэтому, наверно, о ней сохранилась пословица, которую приводит В.И.Даль: “Бог
не Макеш – чем-нибудь да потешит”122. Крестьяне боялись Мокоши и приносили ей
жертвы, поэтому в исповедных вопросниках XVI в. содержится укоризненный вопрос
|
|