Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
День(”108. Так что есть большая доля вероятности, что Хорс и хороший – 
этимологически связанные слова. 
    Другой наш вывод заключается в том, что “лингвистический архетип” *hor- для 
обозначения божества диска-светила характерен не только для славянской 
мифологии, но и для мифологий иранской (х((s(d), греческой (Гелиос) и даже 
египетской (Гор).


(4. СВАРОГ
      
    Ещё одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Он связан с огнём 
и небесной сферой, следовательно, с небесным огнём. В древности люди верили, 
что земной огонь порождается огнём небесным. И, действительно, в 
восточнославянской мифологии дух земного огня назван Сварожичем – сыном Сварога.
 Бог, или дух огня, почитался у всех славян. Эквивалентами древнерусского 
Сварожича являются западнославянский Suarisici, Радгост у балтийских славян.
    По хронике Иоанна Малалы (XII в.), культ Сварога был связан с 
древнегреческим богом Гефестом. В этой записи перечисляются различные чудеса, 
известные в древности. Дойдя в своём перечислении до Египта, автор сообщает, 
что там царствовали потомки Хама – Местром и Еремия, “по немь Феоста, иже и 
Соварога нарекоша Египтяне. Царствующу ему Феосте в Египте, во время царства 
его спадоша клещи с небесе, нача ковати оружье. Преже бо того палицами и 
камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам за один мужь посягати... а 
иже прелюбы деющи, казнити повелеваше, сего ради прозваше и бог Сварог ... и 
посем царствова сын его, именем Солнце, его же наричють Дажьбог”... 
Феост-Сварог – несомненно, греческий бог-кузнец Гефест (Египет здесь назван 
ошибочно).
    Итак, Сварог в славянской мифологии – бог небесного огня. Однако не только. 
Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба 
клещи; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей 
плужному земледелию; победил змея; построил мощные укрепления – Змиевы валы. 
    В монографии “Ремесло Древней Руси” Б.А.Рыбаков отмечает: “Для нас важно то,
 что русский автор, изложив своё представление о начале культуры, связывает его 
с Гефестом-кузнецом и указывает, что именно эти заслуги бога – создателя 
культуры дают право называть его именем русского бога Сварога. Итак, Сварог – 
бог, кузнец, Гефест и Прометей – одновременно изобретатель металлов, 
покровитель семьи. Солнце – Даждьбог – сын Сварога; огонь – Сварожич.
    Так же как Прометей был наказан за похищение огня, как Гефест был сброшен с 
Олимпа Зевсом, так и русский бог-кузнец был оттеснён Перуном, Велесом и другими 
дружинными богами. В пантеоне Владимира Сварога нет”109.
    Б.А.Рыбаков отмечает, что именно функции Сварога стали причиной того, что 
“первый ремесленник в древней Руси – кузнец имеет несколько различных функций: 
колдун, чародей (кознь, ковы, коварство, хитрость; знахарью, врач; покровитель 
брака)”. “Врачебная роль кузнецов ясно выступает в заговоре: “На сером камню 
стоитъ 33 кузнеца, держать 33 молота и бьютъ, отколачиваютъ болезнь”110.
    Происхождение имени Сварога неясно до конца. Б.Инфантьев сближает имя 
Сварога с рус. свар(а), сварливый (спорящий, грозящий, гремящий(, тем самым, 
соотнося этого бога с Перуном. Этот учёный обращает внимание на совпадение 
восточнославянского божества с латышскими словами svarigs (важный(, svert 
(взвешивать(, что позволяет ему сделать вывод об отнесении Сварога к категории 
мифологических существ, определяющих судьбу человека и космоса111.
    М.Фасмер называет несостоятельным сближение первой части имени божества 
сва- с балтийскими словами: латышским Saule, прусским Saule, ведийским s(u)var 
(солнце(, авестийским hvar (солнце(. Более достоверным, по его мнению, является 
сближение названия божества с древнеиндийским Svargas (небо(, германскими: 
древневерхненемецким gi-swere (грозовые тучи(, англосаксонским sweore (темнота, 
облачное небо(112.
    Интересным в этом ряду представляется соотнесение со словом  небо, что 
соответствует функциям Сварога и его отождествлением с греческим Гефестом 
(хранителем небесного огня). В.Топоров сопоставляет Сварога с латышским 
Небесным кузнецом (Debesu Kaiejs), выковывающим для солнца различные 
украшения113. 
    Санскритско-русский словарь даёт нам следующую информацию. Svar имеет 2 
глагольных значения: 1) придираться, ругать, порицать; 2) издавать звуки, 
звучать; воспевать, восхвалять; сиять. Существительное же svar имеет значения 
(солнце, солнечный свет, блеск; небо(114. 
    Как видим, русские и санскритские значения корня свар- дублируются. 
Небесные значения (восхваление, сияние( налицо. Значение свар- как (ругань, 
порицание(, возможно, имеет место оттого, что “порицание” было поначалу 
прерогативой Верховного, Небесного божества. Сварог, видимо, и был основным 
божеством славян до того, как уступил “первенство” Велесу и Перуну.
    Если же Сварог во времена Киевской Руси был действительно богом небесного 
огня и одновременно огня очага, то это имя возможно и иначе дробить на морфемы 
(с-вар-ог), -ог – иранский суффикс в словах со значением (солнце(, (светить( 
(ср. рус. огонь, пирог), -вар- – корень, со значением (огонь(, (жар( (ср. 
варить, сварить).
    Мы считаем, что уместно привести английский глагол swear 'клясться, 
молиться'. Наша гипотеза, что данное слово также берёт начало из и.-е. корня 
svar-. Не забудем, что люди (особенно в древности) клялись именно небом или 
теми высшими существами, которые находятся на небе. Поэтому, на наш взгляд, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-