|
Теперь понятно, как в Яриле могли совместиться и воинский, и плодородный
аспекты.
Подводя итог, скажем, что Ярила – “полноправное” индоевропейское божество.
Понять этот образ можно только в контексте и.-е. мифа, ритуала, этимологии. Это
мы и попытались сделать.
Мы выяснили, что ритуально и мифологически Ярила выражает
плодородно-воинский архетип. Мы попытались найти параллели в других мифологиях.
С “воинской” точки зрения “двойниками” Ярилы можно считать балтийского Яровита,
греческого Ареса, римского Марса, индийского Сканду, с “плодородной” точки
зрения его “сотоварищем” является германский Бальдр.
Подтверждение данной гипотезы мы нашли и в языке. Мы выяснили, что корень
яр берёт своё начало из индоевропейского ar. Этот корень, принимая различные
семантические и фонетические формы, коснулся всех и.-е. языков и народов. Не
обошёл он русский язык и русскую теонимию: Ярила – яркий тому пример.
(3. ХОРС
Хорс был божеством, близким к Дажьбогу (в древнерусских памятниках
встречаются различные написания имени Хорса: Хърсъ, Хъросъ, Хръсъ, Хорсъ).
Можно предполагать, что это божество связано с солнцем, как и Дажьбог, частично
Ярила. Араб Аль-Масуди (X в.) называл все славянские племена
“солнцепоклонниками”. Имя античного бога солнца Аполлона передано в одном из
древнерусских переводных памятников как “Хръс”, что также подтверждает его
связь с солнцем90.
Хорс постоянно упоминается в поучениях XI в., что говорит о значительности
этого божества. Имя Хорса встречается и в “Слове о полку Игореве”, когда автор
рассказывает о Всеславе Полоцком, рождённом от волхованья:
Всеслав князь людем судяше,
Князем грады рядяше,
А сам в ночь влъком рыскаше
Из Киева дорискаше до кур Тмутороканя
Великому Хръсови влъком путь прерыскаше91.
Путь Всеслава Полоцкого “пересекал” утренний путь Хорса-солнца. Поэтому
обычно это место из “Слова о полку Игореве” толкуют так, что он “рыскал” до
восхода солнца, перебегая путь великому Хорсу, богу солнца. Но, по мнению В.В.
Иванова и В.Н.Топорова, такое толкование не может считаться очевидным92. Они
пишут о связи Хорса не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят
мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем характерна для
мифологического мышления)93. Возможно и существование в славянской мифологии
ночного солнца. Этнограф Ю.П.Миролюбов упоминает о существовании в народных
поверьях славян Чёрного Хороса94.
Существуют различные толкования имени Хорса.
Б.А.Рыбаков склонен считать, что имя хорс связано с понятием (круга(,
(круглого(: хоро, хоровод, хорошуль, коло (во многих славянских обрядах колесо
является символом солнца)95. Это предположение Б.А.Рыбакова вызывает “научное
недоверие” Л.С.Клейна: “Рыбаков считает, что хоромы, храм раньше у славян
непременно были круглыми: он производит эти слова от хоро 'круг в хороводе'. По
его мнению, только в христианское время этот корень совпал с греческим horos
'собрание', 'хор' и 'хорос' (круглое паникадило), а в языческое время хоро было
просто вариантом слова коло 'круг' и было связано с богом Хорсом.
Но хоровод сам происходит от хор, заимствованного из греческого horos, а
мнимое хоро в русском языке никак (никакими звуковыми законами) не связано с
коло, не говоря уже о Хорсе. Храм же и хоромы не происходят ни от хоро, ни от
коло, да и -м тут некуда девать (языковеды не могут просто пренебречь звуком).
Этимологии рус. хоромы, праслав. *хоrmъ – с наиболее архаичным значением 'крыша,
навес на столбах' – представляющего собой, по-видимому, индоевропейское
наследие, посвящены многочисленные работы лингвистов”96. Несмотря на то, что
древние праславянские жилища действительно имели круглую форму, критика Л.С.
Клейном языковых “построений” Б.А.Рыбакова выглядит весьма убедительно.
Наибольшей поддержкой пользуется толкование происхождения Хорса из иранских
языков, где это слово имеет значение ‘сияющее солнце’, ср. перс. х((s(d
‘сияющее солнце’(((((se(( (((se( при др.-рус. Хърсъ, ср. перс. ((((se(, авест.
hvare xs(e(e(97. Если это так, то почему кумир Хорса находился среди других
языческих богов в пантеоне, сооруженном Киевским князем Владимиром? Тем более,
что там находилось славянское божество Солнца – Дажьбог. Стоящее рядом имя
Дажьбога в этом случае могло бы упоминаться как пояснение имени Хорса. М.А.
Васильев доказывает, что поставленный в Киеве среди прочих кумиров идол солнца
имел двойное имя: древнерусское Дажьбог и древнерусское Хърсъ из иранского
*xors98. На том, что Дажьбог и Хорс – это одно и то же божество, ещё в XIX в.
настаивал Г.Бодянский99. Многие исследователи склонялись к тому, что пантеон
князя Владимира в Киеве объединил различные племенные божества, и не только
славянского происхождения.
Иначе пытается решить эту проблему Б.А.Рыбаков, Он считает, что в русской
мифологии, как и в мифологии греческой, мы встречаемся с двумя формами
солнечности: “белого света”, тепла как сезонного условия жизни растительности
(Аполлон), с одной стороны, а с другой – культом самого светила, совершающего
суточный объезд или облёт земли и подземного мира на конях или лебедях
|
|