|
послужить причиной чрезвычайной популярности св.Георгия. Наверное, всё дело в
том, что христианин Георгий носил имя популярного мифологического персонажа, и
эти два образа контаминировались. Примечательно, что древнейшее описание жития
св.Георгия, относящееся к 4–5 вв., было запрещено церковью. Но в дальнейшем,
как обычно, церковь пошла на компромисс и восприняла миф о Георгии, не
являющийся историей христианского мученика Георгия. Согласно этому мифу, герой
усмирил чудовищного змея, который терроризировал людей, требуя, чтобы они
отдавали ему на съедение своих детей, и при этом освободил предназначавшуюся в
жертву царскую дочь. Миф был весьма популярен в Европе, на Кавказе и в Передней
Азии; о его языческом происхождении говорит, в частности, то, что христианского
св.Георгия почитали даже мусульмане. Народные варианты его имени у восточных
славян – Юрий, Юры, Юр (укр.), Еры (белорус.), пол. Jerzy, чеш. Jiri.
Теперь попытаемся понять, как в одном имени Ярила плодородный и воинский
аспекты могут совмещаться. Имел ли Ярила не дошедшую до нас воинскую ипостась?
Для этого обратимся к лингвистике.
П.Ефименко писал: “Малорус. ярь и чеш. (aro. Отсюда название хлеба, сеемого
весной: малорус. ярыня, великорус. ярица, чеш. gar, словен. garice, польск.
jarzyna, и прилагательные: яровой, jary, ярый... Весна и утро – время появления
света и теплоты солнца, возбуждающих похоть в человеке и животных и стремление
к оплодотворению в растениях. Отсюда новое значение корня яр – животная похоть,
плотская любовь и оплодотворяющая сила. Яриться – иметь похоть. Кроме похоти
весенний свет возбуждает силу, мужество; поэтому корень яр у нас, как и в
санскрите, означает силу, мужество, ярый – сильный, мужественный, чеш. jarost –
свежесть, юношеская сила. Судя по вышеизложенному словопроизводству слово Ярило
будет обозначать быстро распространяющийся весенний свет или утренний солнечный
свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревах и плотскую любовь в
людях и животных, потом юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке. Отсюда
следует, что Ярило, как божество, должно быть богом восходящего или весеннего
солнца, богом похоти и любви, богом произрастателем и покровителем животных,
производителем растений, богом силы и храбрости. В таком случае наш Ярило
тождествен с Яровитом гаволян”83. Ср. также ярець – древнерусское название мая.
Интересно, что римский Марс изначально был ещё и божеством плодородия и
растительности. Существовал даже обряд изгнания “старого Марса”, т.е. зимы.
По Б.А.Ларину, “прилагательное яръ (яра, яро), ярый (ярая, ярое)
засвидетельствовано с Х( в. В “Материалах для словаря древнерусского языка” И.И.
Срезневский систематизирует употребление его в следующей схеме: (гневный;
гневливый; сварливый; жестокий, строгий; заносчивый; смелый, отважный; сильный,
порывистый(. Ср. ярость (гнев( (засвидетельствовано тоже с Х( в.), яръ (гнев(
(с Х(( в.)... Слово яра (весна (лето, год)( засвидетельствовано с Х(( в.”84.
Теперь очевидно, из какого семантического контекста вышли нем. Jahr и англ.
year (год(. Ср. рус. лета в значении (годы(.
Ф.Клюге в “Этимологическом словаре немецкого языка” в статье “Jahr”
приводит список родственных слов из германских языков и диалектов, а именно,
староверхненем. (a(( старосакс. (a(, (((( старофриз. (e(( англосакс. (e((,
старосев. ((. Обратим внимание на старосев. ((. Наличие данной фонетической
огласовки лишний раз доказывает, что различие (( и ((( чисто фонетическое, а
отнюдь не семантическое. Также Клюге сравнивает нем. Jahr с древнерус. яръ
(весна(, с древнелат. *jorum, лат. (o(((( (в нынешнем году(, с греч. (o((
(время года, весна, год( и (o((( (год(85.
Здесь следует отметить, что счёт времени по годам возник только на
определённом этапе истории. У некоторых народов (в том числе у кавказских
горцев) его не было вплоть до современной эпохи. До этого не считали годы, а
лишь отмечали части года. Когда начали считать время по годам, один из важных
годовых моментов стал отмечаться как рубеж между концом прошедшего года и
началом наступающего. Например, у западных славян слово hod или gody имеет
значение и (год(, и (праздник(86. Видимо, изначальное значение слова год –
‘время, пригодное для сельскохозяйственных работ’. У Фасмера находим следующую
информацию: словен. (o( ‘пора, спелость, праздник’.., сюда же погода, выгода,
угода, годиться, годный87.
Праиндоевропейское *yehr в некоторых языках (например, у древних
германцев, древних славян) сохранило своё первоначальное значение (весна(88, из
чего можно заключить, что конец старого года и начало нового отмечались весной
(в марте). Позднее этот рубеж отмечался летом, судя по тому, что русское слово
лето означало и (год(, и (тёплое время года(. Семантические и фонетические
детали связи непосредственно корня ar c обозначениями времён года см. выше.
Подведём итоги. Корни а(, (((((((( вышли из общего семантического
источника. Что мог первоначально обозначать индоевропейский корень аr, который
потом изменялся и фонетически, и семантически, породив огромное количество
слов?
Исходя из вышеизложенного анализа, выдвинем гипотезу: аr обозначал энергию,
находящуюся внутри человека или вне его. Ar был необходим для войны,
деторождения, духовного познания. Отсюда и этноним арии, т.е. (обладающие
огромным количеством ара-энергии(, что позволяет быть воинами, пахарями и
“благородными” одновременно. Ср. греч. aristos (лучший(.
Философ Юлиус Эвола в своём фундаментальном труде “Метафизика пола”
отмечал: “...Существование в самых разных традициях полового воздержания для
воинов, до сих пор повсеместно сохраняющееся среди так называемых диких народов.
Цель такого воздержания – прежде всего сохранение физической энергии ради
аккумуляции сверх-природной, магической силы такой же природы..., необходимой
для успешного ведения боя”89.
|
|