Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
как будто сжигали чучела, однако эта деталь легко могла быть опущена после того,
 как забыли её смысл... Зато словосочетание  погребальные огни Бальдера, 
которым жители Швеции в прошлом обозначали огни летнего солнцестояния, 
указывает на их неоспоримую связь с Бальдером и на вероятность того, что в 
далёком прошлом в них каждый год сжигали чучело или человека, олицетворяющего 
Бальдера. Период летнего солнцестояния считался временем года, посвящённым 
Бальдеру, так что, датируя этим временем сожжение тела Бальдера, шведский поэт 
Тегнер, вероятно, следовал древнему преданию, гласившему, что безвременная 
кончина этого бога приходилась именно на этот период”78. Ср. вышеизложенные 
обряды Ярилы.
    Одна из окраин Новгорода носила название Ярила, и там в ярилин день 
устраивалось гулянье на горе.
    Похороны Ярилы должны были сопровождаться плачем. Мотив плача в мифе о 
Бальдре проступает очень чётко. Хозяйка Царства мёртвых согласна отпустить 
Бальдра при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. 
Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр 
остаётся среди мёртвых.
    Но после гибели богов и всего мира наступит  новый мир. И тогда...
    
           ...Заколосятся 
           хлеба без посева,
           зло станет благом,
           Бальдр вернётся,
           жить будет с Хёдом
           у Хрофта в чертогах,
           в жилище богов...
      
    Интересно, что фактически перед нами – два Бальдра: первый – из старого 
мира, которому суждено погибнуть, а второй – из  обновлённого мира. В.В.Иванов 
и В.Н.Топоров отмечают, что в России праздновали два смежных праздника Ярилы, 
“из которых один отмечался за неделю до Иванова дня, а другой – непосредственно 
перед Ивановым днём”. Один из них посвящён старому (даже плешивому Яриле), а 
другой – молодому79.
    Теперь подытожим рассмотренные выше черты сходства мифа о Бальдре и ритуала 
Ярилы.
      

ЯРИЛАГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ (БАЛЬДР)Присутствие в ярильных обрядах  
ЯрилихиНаличие у Бальдра женыБелый коньКонь в мифе о БальдреВетка или колосок
Роль ветки омелы в мифе о БальдреПрыжки через костёр в обрядах Ярилы
“Погребальные огни Бальдра”Необходимость плача в обрядах ЯрилыВажность плача в 
мифе о БальдреСтарый и молодой Ярила в разных ярильных обрядахВоскресение 
Бальдра в новом миреПохороны Ярилы – сжигание или “потопление”Сжигание Бальдра 
на воде в ладье      
    Наше сопоставление лишний раз показало, что индоевропейские архетипы едины, 
а также помогло нам разъяснить некоторые недостающие моменты в мифе о Яриле.
    Теперь обратимся к индийским параллелям. Джеймс Фрэзер рассказывает об 
индийском ритуале под названием  ярмарка Рали, где “Рали представляет собой 
маленькое раскрашенное глиняное изображение Шивы и Парвати”. Девушки 
инсценируют их свадьбу и бросают чучела их в реку80. Фрэзер проводит параллель 
со славянскими обрядами Ярилы. 
    На наш взгляд, в обряде  Рали  фигурирует низшая ипостась Шивы (т.е. 
эротический аспект), в противовес высшей ипостаси (махайогин – (великий аскет().
 
    В связи с установленной функцией Ярилы следует “вспомнить” и сыновей Шивы, 
ведь функции “детей и отцов” в мифологии часто пересекались, накладывались. У 
Шивы – двое сыновей. Один из них – Ганеша, слоноголовый бог. На день его 
рождения забыли пригласить бога Шани; из мести тот испепелил взглядом голову 
младенца. Брахма посоветовал приставить голову первого встречного существа. Им 
оказался слон... В контексте воскрешения  и  воскресения вспомним аналогичные 
ритуалы возрождения Ярилы.
    Итак, мы расставили основные акценты при рассмотрении ритуальных и 
мифологических аспектов образа Ярилы. Он бог плодородия и возрождения (близок к 
Бальдру). С другой стороны, он выразитель архетипа воина (Арес-Марс), по 
аналогии с балтийским Яровитом. Следует отметить, что греческий  Арес 
родственен Яриле и этимологически. Также ещё А.Фаминцын сопоставлял образы 
русского Ярилы и греческого Геракла, одним из вариантов имени которого был 
Herilus81. Вполне возможно и этимологическое родство Эроса и Ярилы.
    Более высокие ипостаси Ярилы, возможно, узурпировались христианскими 
персонажами. Заслуживает внимание предположение П.Ефименко, считавшего, что 
после принятия христианства судьба Ярилы сложилась следующим образом: “Его имя, 
образ, празднование в честь его раздвоились на две главные части. Одна часть, 
менее нравственная, осталась собственно за Ярилом, другая часть, не заключавшая 
в себе ничего предосудительного, отнята у него и перенесена на св.Георгия”82.
    Действительно, христианский св.Георгий совмещает в себе черты двух 
различных по происхождению персонажей. История христианского мученика Георгия 
сводится к тому, что он, будучи знатного рода и занимая видное положение в 
римском войске, во время гонений Диоклетиана на христиан сложил с себя военный 
сан и стал исповедником христианства, за что был обезглавлен. Пострадавших 
подобным образом за веру Христову было много, и сам по себе этот факт не мог 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-