|
Итак, мы можем сказать, что противоречий в интерпретации теонима Дажьбог
практически не существует. Единственный пока не решённый вопрос: имеют ли
русский глагол дати и герм. dags-Tag (день( общий и.-е. корневой источник?
Теперь нам бы хотелось привести некоторые интересные созвучные параллели
имени Дажьбога из других мифологий.
“Таг – в этрусской мифологии ребёнок, обладавший мудростью пророка и
опытный в искусстве гадания. Был выпахан в окрестностях города Тарквиний из
земли и умер после того, как предсказал этрускам будущее и обучил их своей
науке. Имя Тага производили от греческого слова земля, но более вероятно, что
это латинская форма этрусского или пеласгского слова”63.
Другое любопытное имя – богиня-мать Тадзена, которой поклонялись не одно
тысячелетие. Она известна и фракийцам, и малоазийским племенам. Имеет ли имя
Тадзена какую-либо связь с нашим Дажьбогом с учётом того, что “духи или
божества, наиболее тесно связанные со средой, окружающей крестьянина, и с его
деятельностью, могли быть разных полов и нести одни и те же функции?”64.
Имеет ли какое-либо этимологическое отношение к Дажьбогу финикийское
божество Дагон, если учесть что основной функцией данного божества считалась
функция подателя пищи?
Имеет ли данное созвучие имён под собой какое-либо
этимологическо-функциональное обоснование? Связь нашего Дажьбога с этрусским
Тагом, переднеазиатским Дагоном, фракийской Тадзеной – тема отдельного
исследования. Мы же сделаем вывод, что русский Дажьбог имеет однозначно
“солнечную” семантику.
Более противоречивы точки зрения на теоним Стрибог. Здесь резко
контрастируют между собой “положительные” и “отрицательные” интерпретации этого
образа. Мы приводили выше мнения некоторых учёных на эту проблему: Р.Якобсона,
В.В.Иванова и В.Н.Топорова. Но мы не согласимся с точкой зрения вышеназванных
исследователей.
Отметим, что интерпретация корня стри- от общеславянского глагола sterti
(индоевроп. ster') 'распростирать, распространять, расширять, рассеивать'
представляется нам недостаточной, чтобы утверждать, что речь идёт о
распространении именно блага. Чтобы понять значение теонима Стрибог, вникнем
глубже в происхождение корня.
И.В.Ягич приводит любопытное сравнение корня stri- с лит. styreti, styru
(быть жёстким(, ((((((((((((((u (делаться жёстким(. Согласно Погодину, корень
stri- имеет отношение к герм. (д.-в.-н.) (((i( (спор(, а значит, Стрибог – бог
войны, спора. Наконец, Зеленин производит stri- от sъtьri- (уничтожающее,
истребляющее начало(65. Мы добавим здесь информацию из немецкого языка: sterben
(умирать(.
Исходя из всего вышесказанного, мы зададимся вопросом: действительно ли, по
представлению древних русских, Стрибог был распространителем блага? Рассмотрев
этимологию имени, мы склоняемся к противоположному мнению: Стрибог –
отрицательное начало, а значит – противоположность Даждьбогу. Хотя мы вовсе не
хотим сказать, что Стрибог – это божество смерти: вряд ли божество с функциями
смерти имело место у древних русских. В случае нем. sterben (умирать( речь идёт
о значительном изменении семантики изначального и.-е. корня.
Приведём дополнительную информацию по поводу корня стр-. Ещё А.Н.Афанасьев
указывал: “Согласно с своими демоническими наклонностями, ведьмы по
преимуществу обращаются в зловещих, темнопёрых и ночных птиц: лат. strix,
strigis (ночная птица, сова, привидение и колдунья, занимающаяся порчею детей(;
чешск. st(iha, словац. stryga, пол. strzyga (ведьма(, хорв. strigo( (упырь(”66.
“В Кишиневском у., – пишет этнограф Д.К.Зеленин, – на Киперченской вотчине
есть местность, называемая “Валя спынзу-рацикорь”, т.е. долина повесившихся.
Предание говорит, что там и теперь живут и действуют стригои, т.е. эти
повешенные люди. В глухую ночь, из опасения этих стригоев, стараются обойти эту
страшную местность. По некоторым известиям, румынские стригои оберегают клады
на земле, т.е. имеют занятие, одинаковое с занятием русских заложных
покойников”67.
Связь корня стри- с демонологией подытоживает Мифологический словарь:
“Стриги, стринги, в римской мифологии ведьмы, крылатые существа,
происходившие от гарпий и принимавшие облик сипух, чтобы ночью нападать на
младенцев. По одному из вариантов, С. – кровопийцы; по другому, они похищают
детей, взамен оставляя соломенное чучело. Оберегом от С. служит белый терновник.
Стригой, название двух групп восточно-романских мифологических персонажей.
1) Живой С. и его женская ипостась стрига (др. названия – босоркой, морой и др.
) – колдуны от рождения. Ими становятся родившиеся в “сорочке”, с копытом,
хвостом, в которых сосредоточена вся волшебная сила, 7-й или 12-й ребёнок
одного пола в одной семье. Иная причина демонологизации – поведение родителей:
они либо колдуны, либо неверующие, либо близкие родственники, либо зачали
ребёнка под праздник, либо дважды прекращали кормить его грудью. С. легко
принимает зооморфный облик – домашнего животного, но также и волка, жабы, змеи,
насекомого. Считается, что С. отнимает молоко, урожаи, портит яйца, пчёл, рыбу,
похищает сердца человека, скота, огня; С. насылает проливные дожди или засуху.
Аналогичный персонаж, особенно в его женском варианте, известен и соседним
народам – венграм, западным славянам, украинцам под именем стрига, босорка.
2) Мертвый С. представляет собой выходящего из могилы покойника, вампира.
Им становится после смерти живой С., младенец, умерший до крещения,
задохнувшийся при родах, незаконнорожденный, ребёнок колдуна, братья,
родившиеся в один месяц, покойник, похороненный с нарушением ритуала. Чтобы
|
|