|
обезвредить потенциального С., в гроб кладут разного рода апотропеи (зерна,
чеснок, шиповник, базилик, гвозди), в сердце вбивают кол”68.
Обратим внимание, что корень стри- носил “демонический оттенок” ещё в
дохристианские времена, что исключает “демонологизацию” его в связи с принятием
христианства, как это произошло со многими богами, персонажами языческого мира.
Следует отметить, что корень стри- в “демоническом контексте” встречается
буквально без границ именно у романских и славянских народов.
В “Слове о полку Игореве” говорится о Стрибоге в следующем контексте: “Се
ветри, Стьрибожи внуци, Веют с моря стрелами на храбрыя плъки Игоревы”69. Ср. в
украинской сказке вiтpiв батько, связываемый со Стрибогом.
Итак, Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш.
strumen, пол. strumyk 'ручей', англ. stream 'поток', storm 'буря', нем. streben
(стремиться, добиваться(.
Что же символизируют собой ветры? “Ветер, как взвихрение, ветер большой
мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами,
сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих
представлениях об Эоловой пещере как о подземном жилище ветров (аналогичная <
“пещера ветров” – в мифологии индейцев Северной Америки)”70. Почитание пещер в
этом контексте – достаточно распространённое явление. У многих народов в
пещерах устраивались святилища. В истоках культа пещер скорее всего лежит
представление об их связи с преисподней. Об этом говорят и сакральные росписи
на стенах. Были распространены поверья о том, что в пещерах скрываются стихии:
ветры, дожди, облака. Всё это свидетельствует о связи хаотического, стихийного
начала с преисподней. Стрибог как бог ветров и есть, на наш взгляд, воплощение
неких хаотических, демонических, тёмных начал.
Подытожим нашу информацию о Стрибоге: Стрибог – воплощение “хаотичного”
начала, он противоположен Дажьбогу (светлый порядок).
Но эти два божества не существуют друг без друга, как не существуют друг
без друга западнославянские Белобог и Чернобог. Возможно, в паре
Дажьбог-Стрибог мы наблюдаем аналогичное противостояние. Действительно, если бы
не было Чёрного, мы бы не смогли различить Белое.
Видимо, в образе Дажьбога мы наблюдаем архетип “стремления к центру”, а в
образе Стрибога – “удаления от центра”. В этом, на наш взгляд, и заключается
разгадка пары Дажьбог-Стрибог.
Следует добавить, что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в
Житомирской области) и речки (trzibo( в Польше71.
(2. ЯРИЛА
О славянском Яриле написано достаточно много. Все, кто затрагивал вопросы
славянской мифологии, так или иначе касались этого образа.
Задача этой главы – понять данный образ во всём его объёме, т.е.
реставрировать его исконное, изначальное значение.
Наша система доказательств будет базироваться на двух основных постулатах:
1. Русская мифология, как известно, сохранилась очень фрагментарно. Но так
как индоевропейские народы едины в своём происхождении, то мы обладаем полным
правом в поиске параллелей обратиться к мифологическому миру родственных
народов. В данной главе для нас важны индоиранские и германо-скандинавские
параллели.
2. Наивно предположить, что в русских ярилках культ Ярилы в точности
сохранился таким, каким он был в дохристианские времена. Одно дело –
раскрепоститься, устроить “громадное игрище” (“призвание” Ярилы в христианские
времена), а другое дело – принимать участие в мифе-мистерии, как это было у
древних славян. И тут следует упомянуть о таком важном для нас понятии, как
ипостась, ибо Ярила, например, ХVIII века – это скорее низшая ипостась
одноимённого бога, но отнюдь не весь бог. Косвенным образом это факт
признаётся в “Жизнеописании Тихона Задонского” (1763 год) – одном из самых
старых свидетельств о Яриле, где довольно подробно описывается воронежский
праздник, посвящённый этому языческому богу, и делается вывод: “Из всех
обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый
именем Ярила, который в сих странах за бога почитаем был. {...} А иные
праздник сей {...} называют игрищем”.
Такого “усечённого” Ярилу мы и наблюдаем, например, в белорусском
фольклоре:
Валачывся Ярыло
По усему свету,
Полю жыто радзив,
Людзям дзеци пладзив.
А гдзе ж ён нагою,
Там жыто капою,
А гдзе же он ни зырне,
Там колас зацьвице...72
Итак, попытаемся понять, что символизировал собой Ярила в дохристианские
времена.
Рассмотрим параллели Ярилы из других мифологий.
В пантеоне ближайший аналог Ярилы – Яровит у балтийских славян. Приведём
немаловажную цитату из работы А.В.Суперанской: “По сходству функций боги разных
|
|