|
египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только
один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату
под ним колеснице. {...} (Я еду к тебе, в твои лона и пастбища, – говорит наш
мужик, запрокидывая голову конька в небо(”55.
Добавим, что, видимо, именно солярный символизм предопределил тот факт, что
древние праславянские жилища имели круглую форму, а не прямоугольную. Кстати, и
структура поселений была радиальная.
(1. ДАЖЬБОГ И ЕГО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СТРИБОГ
О Дажьбоге и Стрибоге написано достаточно много. Вот какую информацию дают
летописные источники: “И постави кумиры на холму вне двора теремнаго... Дажьб(а
и Стриб(а...”56; “а друзии веруютъ въ Стрибога, Дажьбога” в (Слове Иоанна
Златоуста(57.
Обращает на себя внимание то, что эти два образа нашей мифологии везде
находятся рядом и как бы дополняют друг друга. Наша цель – рассмотреть божества
Дажьбог и Стрибог в отдельности, а также понять, как они сочетаются друг с
другом и какие дополнительные семантические значения возникают при таком
сочетании.
На факт близости этих двух божеств указывал ещё Р.Якобсон:
“Непосредственное сочетание “Дажьбога и Стрибога” в летописном перечне
Владимировых богов под 980 годом намекает на параллельную внешнюю и внутреннюю
форму обоих имён. Stri – повелительное наклонение общеславянского глагола
sterti (и.-е. ster', откуда греч. stornimi, лат. sterno) 'распростирать,
распространять, расширять, рассевать' (ср. в польской топонимике Strzyboga).
Помимо обычных славянских форм с префиксом pro-, бесприставочные формы этого
глагола сохранились в средневековых памятниках чешского и русского языка:
nepoko( st(ieti в старочешской “Александреиде”, стерлися 'рассеялись' в 1-й
Псковской летописи. Рядом с Дажбогом 'подателем богатств' Стрибог означал
'ширителя, рассевателя богатств', и памятна связь первого с солнцем, а второго
– с ветром”58.
В.В.Иванов и В.Н.Топоров соглашаются с точкой зрения Р.Якобсона и дополняют
эту точку зрения личными рассуждениями: “Относительно связи Стрибога с
Дажьбогом и их противопоставления известно немногое. Тем не менее там, где
упоминается имя Стрибога в перечислениях богов, оно находится в соседстве с
именем Дажьбога (наличие имени Стрибога имплицирует последовательности Стрибог,
Дажьбог или Дажьбог, Стрибог). Кроме того, эти два имени бога соотнесены друг с
другом как сложные слова с одинаковым вторым компонентом (-богъ) и с первыми
компонентами, которые (во всяком случае, в позднейшей народной этимологии)
могли осмысляться как грамматически одинаковые (императивы стри, дажь) и
семантически связанные как разные наименования акта распределения благ. В
смысле грамматического параллелизма соотношение этих двух древнерусских имён
напоминает соотношение Бел(о)бога и Чернобога у балтийских славян. Если
доверять такой интерпретации текста “Слова о полку Игореве”, при которой
Стрибог связан с ветрами, то Стрибог объединяется с Дажьбогом, связанным с
солнцем...”59.
Итак, вышеупомянутые исследователи сходятся во мнении, что Дажьбог и
Стрибог дополняют друг друга чисто семантически, что эти божества имеют
положительные значения и связаны с проявлением, распространением в мире тепла,
света, доброго начала.
Однако законы логики подсказывают, что возможен и другой вариант в
семантической интерпретации сочетаемости этих двух божеств: Дажьбог и Стрибог
не взаимодополняются с точки зрения значения, а противопоставлены друг другу.
Мы это поймём после рассмотрения этих божеств по отдельности.
Должно заметить, что положительная, “солнечная” интерпретация Дажьбога у
нас не вызывает сомнения. Все исследователи сходятся на этом, за исключением В.
В.Мартынова. Данный исследователь выдвигает странную гипотезу. Он предлагает
рассматривать Стрибога и Дажьбога как корелятивную пару в системе
противопоставления “зло-благо”. Он толкует теоним Стрибог как (добрый бог( от
иран. *stibaga, соответственно Дажьбога как (злого бога( от иран. *duzbaga60.
Нам данная гипотеза не представляется верной. Значение Дажьбога чётко
определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую
летопись под 1114 г.: “И по семъ царства сынъ его (Сварога), именемъ Солнце,
его же наричють Дажьбог... Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе
бо мужъ силенъ”. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то
солнечный характер Дажьбога – вне сомнения. Есть и другие указания на его
родственные отношения: в “Слове Христолюбца” сказано о русских язычниках: “И
огневи молятся, зовут его Сварожичемъ”; в “Слове о полку Игореве” русские два
раза называются внуками Дажьбога61. Огонь и солнце являются братьями, а витязи
– потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологиях. Значению
соответствует толкование имени дажь – прилаг. от дагъ, готск. dags (нем. Tag
(день() от скр. корня dagh- (жгу(. И.Ягич видит в Дажьбоге сложение
повелительного наклонения от глагола дати (ц.-слав. даждь) и существительного
богъ; следовательно, Даждьбог значит (бог дающий( или (бог податель(, что
вполне подходит к богу солнца62.
Сербский “собрат” Дажьбога Дабог именуется царь на зем(и в отличие от бога
на небе. Покровительство этого небесного бога Земле и людям как раз и
проявилось в том, что русские названы внуками Дажьбога. Именем Дабога в Сербии
названа гора.
|
|