Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
    Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма 
ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. 
Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя 
бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог 
(применительно к огню – Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских”. 
Другие параллели – древнерусский Дажьбог и южнославянский Дабог (в сербском 
фольклоре), древнерусский Ярила и Яровит у балтийских славян. Мифологии 
различных славянских народов очень близки друг к другу. Но славянская 
мифологическая система эпохи раннегосударственных образований наиболее полно 
представлена древнерусской мифологией и мифологией балтийских славян.
    В данной работе будут рассмотрены, в первую очередь, боги 
восточнославянской традиции и их имена. 
    Отметим, что имена славянских мифологических персонажей изучены 
недостаточно. Мы попытаемся восстановить некоторые пробелы. И наша 
окончательная цель – приблизиться к полной реконструкции иерархии персонажей 
языческого мира. Вершиной данной иерархии являлся пантеон, т.е. совокупность 
основных богов. Мы будем принимать во внимание следы высшей мифологии в 
мифологии низшей. 
    У различных авторов часто сложности вызывала проблема, связанная с 
терминологией изучаемого нами вопроса. Был введён специальный термин 
“теонимика” как “раздел ономастики, изучающий теонимы – собственные имена богов,
 закономерности их возникновения, развития, функционирования”2. 
    Следует отметить, что в контексте рассматриваемой проблемы совершенно не 
важен вопрос, существовали ли древние боги или нет. Для древних людей факт 
существования “высших сил” был очевиден. Это необходимо учитывать, иначе 
невозможно понять сущность имени мифологического персонажа. Имена древности и 
современные имена – это разные вещи. В древности имена складывались в народе 
постепенно, а не возникали “законодательно”. Теонимов же это касается вдвойне, 
так как “имена богов” – это, пожалуй, высшая степень сакрализации. 
    Имена мифологических персонажей – это не только имена богов, но и имена 
представителей низшей мифологии – так называемые демонимы. 
    Традиционно религиозную систему язычества принято разделять на 2 уровня: 
низший и высший. К низшему уровню относятся различные демоны, мелкие божества и 
духи. Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые 
отношения людей. Этот уровень древнее, чем высший, и создан он, как отмечают 
многие исследователи, коллективным сознанием. В.В.Иванов и В.Н.Топоров 
рассматривают его как персонификацию членов основных противопоставлений 
(Доля-Лихо, Правда-Кривда и др.)3. 
    Например, персонажами низшей мифологии являются различные духи природы 
(домовые, полевые, водяные, лесные и т.д.), не имеющие божественного статуса. 
Связь персонажей низшей мифологии с бытовой магией способствовала сохранению 
представлений о них, после принятия христианства перешедших в разряд суеверий. 
Кроме того, они стали главными персонажами многих сказок и быличек, составив 
бесчисленный сонм “нечистой силы”. 
    Отметим, что греческое слово daimon не несло изначально никакого 
отрицательного подтекста. Демон, в греческой религии и мифологии, – всякое 
божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в 
исполнении его намерений. Негативную окраску данное слово приобрело после 
принятия христианства, став термином для обозначения бесов, злых духов, даже 
самого дьявола.
    Высший уровень, как считает современная наука, возник на более позднем 
этапе развития религиозного мышления. Данный уровень представляет наибольший 
интерес для историков и лингвистов, так как позволяет проследить этнические и, 
следовательно, языковые контакты Руси. 
    Высший уровень характеризуется наиболее обобщённым типом функций богов 
(ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с 
официальным культом. Низший уровень – это собственно мифологическая сфера, 
тогда как высший – сфера религиозная. 
    
    Начало изучения славянского язычества относится ко второй половине XVIII в. 
В 1767 г. М.Д.Чулков, писатель и журналист, издал “Краткий мифологический 
лексикон”, где вместе с именами античных богов были приведены имена из 
языческой мифологии славян. Позднее он же опубликовал “Словарь русских 
суеверий”, во втором издании получивший название “Абевега русских суеверий”. В 
1768 г. М.В.Попов выпустил книгу “Краткое описание славянского баснословия”, 
где также содержался перечень славянских богов. В 1804 г. появился труд Г.
Глинки “Древняя религия славян”. Тогда же вышла книга А.С.Кайсарова “Славянская 
и российская мифология”, а в 1815 г. – монография П.Строева “Краткое обозрение 
мифологии славян российских”.
    В 30-е годы XIX века выходят многочисленные труды, посвящённые духовной 
жизни народа, его устному поэтическому творчеству, обычаям. Широкую известность 
получили труды И.М.Снегирёва, И.П.Сахарова, А.В.Терещенко. Общий теоретический 
уровень этих работ был невысок, но ценность для современной науки представляет 
их богатый фактический материал.
    Теоретическим осмыслением язычества (выведенным из мифологии религии) 
занимались такие крупные учёные, как А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.А.
Потебня и другие. Для этих авторов особенно важно раскрытие истоков духовной 
культуры нашего народа, поэтому их труды в первую очередь интересны для 
историков, фольклористов, этнографов. Для лингвистов особую ценность 
представляют работы А.А.Потебни, в которых впервые ставится вопрос о 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-