|
Ишутин Александр Александрович
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
ВВЕДЕНИЕ
Восточнославянская мифология – это совокупность дохристианских
представлений наших предков. В основе всех этих представлений лежало убеждение,
что человек един с природой и богами. Факт связи человеческой души со всеми
окружающими стихиями считался бесспорным. Мифологические тексты призваны были
объяснять и поэтически выражать окружающий мир.
Мифы – это не просто истории, сказки или предания, а наследие древнейших
знаний. Мифология – древнейший способ постижения окружающей действительности,
причём такой способ, который не только объяснял существующий порядок вещей, но
и задавал человеку определённый характер действий в этом мире.
Мифология сохранилась лишь фрагментарно в фольклоре, символах, языке и т.д.
Очень важно познать наши исконные архетипы. Отсюда изучение и, соответственно,
восстановление славянских мифов необходимо для нас.
Источниками изучения славянской мифологии могут служить:
1. Письменные свидетельства, принадлежащие носителям других религий:
средневековые хроники (“Хроника Малалы”), анналы, сочинения византийских
писателей; географические описания средневековых арабских и европейских авторов
(Гельмольд “Славянская хроника”, Саксон Грамматик и т.д.);
2. Собственно славянские письменные источники:
а) древнерусские летописи;
б) “Слова” и “Поучения против язычества”;
в) древнерусские грамоты;
г) тексты договоров Древней Руси;
д) памятники книжной литературы Древней Руси: “Слово о полку Игореве”, “Слово
Даниила Заточника” и т.д.
3. Фольклор: сказки, присказки, былины, пословицы и поговорки.
4. Археологические источники. Археология раскрывает некоторые тайны
духовной жизни древних славян. Раскопки языческих святилищ и курганов дают
дополнительные сведения о богах древних славян, а также об обрядах
жертвоприношений. Иногда археологи находят сохранившихся идолов, что позволяет
установить внешний облик почитаемых древними славянами божеств.
5. Этнографические источники. Материалы этнографии являются косвенным
источником сведений о языческой мифологии славян. Сюда входят календарные
обряды, традиционная одежда, а также элементы архитектуры дома (изображения
священных животных, стилизованные языческие заклинательные знаки и т.д.).
Следует отметить, что материальная культура – это наиважнейший источник
информации для реконструкции представлений о духовном мире древних славян.
Несомненный интерес представляют языческие обереги, браслеты, святочные маски,
древние музыкальные инструменты, посуда и т.п.
Следует отметить, что наиболее нетронутый пласт словарного состава нашего
языка – слова духовной сферы жизни человека как наиболее оберегаемые носителями
языка. Это, в основном, имена богов, богинь и других мифологических персонажей.
Слово и миф тесно связаны между собой, во многих словах как бы “застыли”
древнейшие верования наших предков. Нерасчленённость мышления древнего человека
проявилась в неотчётливом разделении в мифологическом сознании сущности и
явления, вещи и слова, именуемого и имени.
Исследуя язык, можно в какой-то степени реконструировать древнейшие
мифологические представления. В нашей речи сохранились слова, возникшие сотни и
даже тысячи лет назад. Эти слова могут быть ровесниками мифов и даже нести в
себе мифологический образ.
Первый всплеск интереса к славянской мифологии был в XIX веке и связан этот
процесс был с развитием компаративной лингвистики. Ещё тогда очень важное
значение в изучении мифологии придавали языку представители мифологической
школы А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.А.Потебня и другие учёные. Своё
исследование “Поэтические воззрения славян на природу” А.Н.Афанасьев начинает
словами: “Богатый и можно сказать – единственный источник разнообразных
мифических представлений есть живое слово человеческое...”1.
Реконструкция славянской мифологии требует обязательного изучения
этимологии, семантического развития слов, называющих богов и других языческих
персонажей. Кроме того, необходимо принимать во внимание и соответствия этих
имён в славянских, балтийских, иранских, германских и других индоевропейских
языках.
В целом славянская мифология – это совокупность мифологических
представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс.
н.э.). По мере расселения славян происходила дифференциация славянской
мифологии и обособление территориальных вариантов, долго сохранявших основные
характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян
(западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология
восточных славян (центры – Киев и Новгород). Можно предполагать существование и
других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в
польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны.
|
|