|
вокруг Ляли хоровод, поют обрядовые песни и обращаются к ней с просьбой о
хорошем урожае. Ляля раздает им венки и угощает всех приготовленными яствами.
Венки и зелень, в которые наряжалась Ляля, сберегают до следующей весны.
Цеця - дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях,
убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды.
Жыцень представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым
выражением лица, с тремя глазами и всклоченными, косматыми волосами.
Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает:
все ли убрано как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не
срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит
на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, то есть с бережливостью;
вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается
неурожай, а там, куда перенес он связанный сноп, бывает обильная жатва.
Когда Жыцень странствует в виде нищего и при встрече с людьми грозит им пальцем,
это служит предвестием всеобщего неурожая и голода в следующем году. Во время
осенних посевов он незримо присутствует на полях и утаптывает в землю
разбросанные зерна, чтобы ни одно не пропало даром.
Зюзя - старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой
бородою, ходит босой, с непокрытою головою, в теплой белой одежде и носит в
руках железную булаву. Большую часть зимы проводит он в лесу, но иногда заходит
и в деревню, предвещая своим появлением жестокую стужу.
Природа и животные в славянской мифологии
Животные
У южных славян существует поверие: давным - давно все животные были людьми, но
впоследствии, те из них, кто приносил ложные клятвы, оскорблял мать,
злодействовал, насильничал, были обращены в животных, рыб и птиц.
Любое животное видит все, слышит все и даже все предвидит; более того, оно
знает и то, что чувствует человек. Этот божественный дар получен взамен дара
речи. Впрочем, будучи лишены человечьей речи, животные разговаривают между
собой. Рыбы, растения, даже камни когда - то были наделены речью, свободно
общались друг с другом. Недаром же существуют пословицы: "И у горы есть глаза",
"И стены имеют уши", "И камни говорят".
Своим неуклюжим обликом запечатлелся во многих пословицах, поговорках,
прибаутках и загадках лесной воевода медведь. Его русский народ окрестил Мишкой,
Михайлой Иванычем, Топтыгиным. Если его не трогать, незлобив и даже добр он по
- своему, по - медвежьему. Но охотникам, выходящим на него с топором да с
рогатиной, совсем напрасно полагаться на его доброту: того и гляди из
"косолапого мишки" превратится в свирепое лесное чудовище. "Отпетыми" зовут
завзятых медвежатников, при каждом выходе на охоту провожая их как на смерть.
"Медведь - лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться!" - говорят лесные
жители. По медвежьему хотению и зима студеная длится: как повернется он в своей
берлоге на другой бок, так и зиме ровно половина пути до весны осталась.
Патрикеевною и Кумушкой зовет народ лису. "Лисой пройти" равносильно со словом
схитрить; есть даже особое слово - "лисить". Лиса - слабосильнее волка да,
благодаря своей хитрой повадке, куда сытее его живет.
Она - "семерых волков проведет": как ни стереги собака от нее двор, а курятинки
добудет. "Лиса и во сне кур у мужика во хлеве считает!", "У лисы и во сне ушки
- на макушке!", "Где я лисой пройдусь, там три года ауры не несутся!", "Кто
попал в чин лисой, будет в чине - волком!", "Когда ищешь лису впереди, она -
позади!", "Лиса все хвостом покроет!" - перебивают одна другую старинные
пословицы и поговорки. "У него лисий хвост!" - говорится о льстивых хитрецах.
Воплощением слабости и робости является заяц. "По лесу - лесу лисье жаркое в
шубке бежит!" - говорят про него. "Труслив, как заяц!" - говорят в просторечии
о робких не в меру людях. Заяц не только воплощение трусости, но и
олицетворение быстроты. Поэтому быстрое, едва уловимое мелькание отблеска
солнечных лучей на стенах, потолке и полу называется зайчиком. Это название в
народе относится и к синим огонькам, перебегающим по горящим углям.
Простонародное суеверие не советует вспоминать о зайце во время купания:
водяной утопить за это может.
Удивительно, но заяц издревле был еще и воплощением сладострастия, мужской силы.
Как поется в одной из хороводных песен:
Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? -
Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал я, сердце мой,
У Катюхи - на руке,
У Марюхи - на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.
До сих пор в народе верят: зайца увидеть во сне - к скорой беременности. А у
южных славян, для подмоги способу естественному, еще надо выпить кровь молодого
зайца.
|
|