|
Названные кумушки обмениваются крестами и кольцами, а "кукушку" разделяют на
три части и хранят у себя на память о кумовстве. Затем всегда следует веселое
пиршество, необходимой принадлежностью которого бывает яичница.
Те, которые покумились на Семик, ходят на Троицын день развивать венки или
бросать их в воду, при чем поют:
Раскумимся, кумушки!
Раскумимся, голубушки!
Да йо, йо -
Семик да и Троица!
От Зеленых Святок до праздника Купалы - рукой подать. Купало - божество лета,
полевых цветов и плодов. К этому времени все травы набирают целебную и
сверхъестественную силу, поэтому в Купальскую ночь и на следующий день
следовало запастись лечебным зельем впрок.
В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, дабы
отыскивать плоды. Велик был соблазн разбогатеть в одночасье - но и опасности
подстерегали смельчака немалые, ибо Купало - еще и празднество водяных, леших,
ведьм, русалок, колдунов.
После дня Перуна (20 июля) следовали праздники урожая: медовый Спас, горохов
день, хлебный Спас, овсяница, складчины и братчины - вплоть до Покрова дня (1
октября), когда земля уже покрывалась снегом.
Самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси - зимние Святки (с 25
декабря по 6 января). Солнце поворачивало на лето, хотя зима все еще была
впереди. Первые шесть вечеров Святок были "святыми", последующие шесть -
"страшными", ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила
людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной
судьбе.
В 1492 г., когда исполнилось семь тысяч лет от мифического сотворения мира,
Новый год перенесли на 1 сентября, а позднее - на 1 января. Однако праздники и
связанные с ними обряды сохранились на Руси, как и в старину.
Времена года
В последовательных превращениях природы древние племена усматривали не
проявление естественных законов, а действие одушевленных сил - благотворных и
враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны.
Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями,
но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с
небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество. По указаниям
старинных пасхалий (календарей), "весна наречется, яко дева, украшена красотою
и добротою, сияющее чудно и преславне... Лето же нарецается муж тих, богат и
красен, питая многи человеки и смотря о своем дому, и любя дело прилежно, и без
лености возстая заутра до вечера и делая без покоя. Осень подобна жене уже
старе и богате и многочадне; иногда печальна от скудости плод земных и глада
человеком, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем, и тиха и
безмятежна. Зима же подобна мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и
немилостиве; егда милует, но и тогда казнит; егда добра, но и тогда знобит,
подобно трясавице, и гладом морит, и мучит грех ради наших".
Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о
которой добрые люди боятся вспоминать на ночь, (а если кто и обмолвица
ненароком, то тут же оговаривает свою ошибку словами: "Не к ночи будь
помянут!"), даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру - поздорову куда -
нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей
своими поцелуями кровь в жилах. Слуги Зимы - метели, вьюги, поземки - поползухи.
Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда
дает им Зима работу, крутятся над землей снежные вихри, метут метели, бушуют
бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым - бело, снежным - снежно. В
самом начале своем несет Зима всем людям веселые, светлые праздники: Рождество,
Новый год, Крещение. Однако идет время, Зима стареет, и тогда жди от нее
пакостей вроде Коровьей Смерти - болезнетворной, злобной старухи, которая в
феврале особенно старается проникнуть в деревни. Да и лихоманки - лихорадки,
злобные сестры, особенно свирепствуют зимою. И к марту - месяцу, накануне
прихода Весны - Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в
уродливую, зловредную старуху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить
туда, откуда пришла: за гора - за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы
насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела.
Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали
славянам наравне со всеми другими родственными племенами.
Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они
называют Ляля, лето - Цеця, осень - Жыцень, зиму - Зюзя.
Леля представляется юной, красивой и стройной девой; существует поговорка:
"Пригожа, як Ляля!" В честь ее празднуют накануне Юрьева дня, и праздник этот
известен под именем Ляльника. На чистом лугу собираются крестьянские девушки;
избравши самую красивую подругу, они наряжают ее в белые покровы, перевязывают
ей руки, шею и стан свежей зеленью, а на голову надевают венок из весенних
цветов: это и есть Ляля.
Она садится на дерн; возле нее ставят разные припасы (хлеб, молоко, масло,
творог, сметану, яйца) и кладут зеленые венки; девицы, взявшись за руки, водят
|
|