|
Самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до
наших дней - Мать - Сыра Земля.
Мать - Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу,
живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались
ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни
деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как
живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она
гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям
невиданные красоты, она засыпала студеною зимою и пробуждалась по весне, она
умирала, обожженная засухой. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек
во всякую пору своей жизни. Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится
новых сил. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь,
воротив жизнь загубленным людям.
Кто не почитает земли - кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба -
не то что досыта, а и в впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклониться Матери
- Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не
захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше
родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны,
причитывая: "Прости, сторона, Мать - Сыра Земля!" "Чем заболел, тем и лечись!"
- говорится в народе , и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся -
разбился, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в
слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а так же прикладывают к
больной голове. "Как здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова
была бы здорова!"
"Мать - Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!"
- произносится кое - где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний
подножный корм.
"Пусть прикроет меня Мать - Сыра Земля навеки, если я вру!" - говорит человек,
давая клятву, и такая клятва священна и не рушима. Те, кто братается не на
жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по
горсти земли: значит, отныне родство их вечно.
А в стародавние годы находились такие ведуны - знахари, что умели гадать по
горсти земли, взятой из - под левой ноги желающего узнать свою судьбу.
"Вынуть след" у человека считается и теперь самым недобрым умыслом. Нашептать
умеючи над этим вынутым следом - значит, по-старинному поверию, связать волю
того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня.
"Матушка - кормилица, сыра земля родимая, - отчитываются от такой напасти, -
укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза
недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как
железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать - Сыра Земля, припечатоно -
на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!"
По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба
соединяется с Землею. Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он
устает и перебрасывает ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.
В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения,
птицы, животные.
При сотворении мира вся - вся земля была ровная, но когда Господь рыл русла рек
и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.
"Земля сотворена как человек, вместо власов былие имеет!" - уверяли древние
всеведы, а потому наделяли былие, зелие - траву - волшебными свойствами Матери
- Сырой Земли. "Целебна трава, если собирать ее знаючи", - говорят в народе.
Такие особенные знатоки травяных зелий и "лютого коренья" назывались
залейниками, травознаями, и ходили они по лугам и лесам, как в насаженном
собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали свойства и место.
Травы
Травы долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана
Купала или Аграфену Купальницу, когда все земное зелие - былие получало
сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. И говорят, была такая трава -
колдовская, что если отыщешь ее, выжмешь сок и намажешь им ноги, то пройдешь по
любому морю - и ноги твои не промокнут.
Ночные травы цвели огнем. Таковы были черная папороть, царе - царь, лев, голубь
и другие. Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии,
летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем
из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не
приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью
как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та
преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя
какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет".
Иные травы требовалось рвать, очертя место вокруг нее золотом или серебром, что
называлось "пронимать сквозь серебро или злато". Это делалось так: клали на
землю около травы с четырех сторон серебро (монеты, украшения) или раскидывали
вокруг золотую гривну (тяжелую шейную цепочку). Так пронимали кликун - траву
(или колюку), одолень - траву, метлику, папороть безсердешную и некоторые
другие самые загадочные и таинственные травы.
|
|