|
злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы
владений, Припекало приглядывал за гуляками...
Служители языческих богов
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается
избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники между
народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами, жрецами,
ведунами и ведуньями.
Не только в капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом
источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и
питались остатками жертв, приносимых божествам. Жрецы - волхвы руководили
обрядами языческого богослужения, приносили жертвы от имени всего народа,
составляли мудрые календари, знали "черты и резы" (древняя письменность),
хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы.
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны волхвы -
облакопрогонители или облакопрогонники, которые должны были предсказывать - и
своим магическим действием создавать необходимую людям погоду. Были волхвы -
целители, лечившие людей средствами народной медицины; позднейшие церковники
признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним.
Существовали волхвы - хранители, которые изготовляли различные амулеты -
обереги и изображения богов. Волхвы - кощунники - так назывались сказители
"кощун", древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также
"баянами" - от глагола "баять" - рассказывать, петь, заклинать.
Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать),
чаровницы, "потворы".
Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать
длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во
всякое время. Правители народа приветствовали почтительность к жрецам. Многие
жрецы за свою близость к богам получали неограниченное доверие народа и
приобретали огромную власть.
Так первосвященник Рюгенский, уважаемый более самого короля, правил многими
славянскими племенами, которые без его согласия не дерзали ни воевать, ни
мириться; налагал подати; содержал сильную армию, и ни единое народное решение
не могло быть принято без его согласия, хотя он был всего лишь устами бога на
земле.
Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее.
Место приношения жертв богам и божествам называлось капищем или требищем.
Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух
концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем
кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь "жрали
бесам", то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг,
вероятно, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался
требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромами (от "хоро" -
круг), а в ином произношении - храмами. Позднее христианские церковники
удержали это древнее слово за православными ритуальными зданиями, хотя их форма
и не соответствует этимологии слова "храм".
Порою славяне служили своим богам прямо в лесу или в горах, на берегах рек или
моря, например, Студенец сам был святилищем, да и каждый омут, в котором мог
затаиться водяной, каждая березка, где качались русалки, была капищем. Волхвы в
присутствии народа совершали обряды веры на природных алтарях, которыми служили
огромные камни, величавые деревья, вершины гор. Но с течением времени, желая
сильнее воздействовать на людей и почтительнее служить богам, Жрецы защитили
своих кумиров от дождя и снега кровлею, и такое простое здание было названо
храмом. Позднее славяне стали строить высокие деревянные храмы, украшая их
резьбою.
Большинство славянских земель окружали леса, но северо - западные племена жили
на берегу моря или в горах, где было много камня для строительства еще более
величественных и прочных храмов. Путешественники тех времен оставили
восхищенные отзывы об этих святилищах.
В святилищах возвышалась статуя бога, которому сей храм был посвящен. Например,
в древнем городе Штетине, по отзывам древних путешественников, было четыре
храма, и главный из них отличался своим художеством, украшенный внутри
выпуклыми изображениями людей, птиц и зверей, так сходных с природою, что они
казались живыми. Краски с внешней стороны храма не смывались дождем, не
бледнели и не тускнели.
Следуя древнему обычаю предков, жители города отдавали в храм десятую часть
своей воинской добычи и оружие побежденного врага. В святилище хранились
серебряные и золотые чаши, из которых в торжественных знатные люди ели и пили,
рога буйволов, оправленные золотом: они служили и чарами и трубами.
Прочие драгоценности, там собранные, удивляли своим богатством. В трех других
капищах, не столь украшенных и менее священных, были вокруг стен поставлены
лавки, так как славяне любили собираться в храмах для обсуждения важных дел, а
так же для пиров и веселья.
Описывают, что и деревянный храм Арконский был срублен весьма искусно, украшен
резьбою и живописью; одни врата служили для входа в его ограду; внешний двор,
обнесенный стеною, отделялся от внутреннего только пурпурными коврами,
развешанными между четырьмя столбами, и находился под одной с ним кровлею. В
святилище стоял идол Святовида, а в отдельном здании хранились казна и
|
|