|
и четверговою свечой, ставилась на самое видное место в жилищах, в передний
правый угол, к иконам. В обыкновенное время, при нужде, пьют эту воду
непременно натощак. При этом существует повсеместное непоколебимое верование,
что эта вода, сберегаемая круглый год до новой, никогда не портится, а если и
случится что - нибудь подобное, это объясняется прикосновением к сосуду чьей -
либо нечистой руки. Точно также повсюду сохраняется суеверное убеждение, что в
верхних слоях освященной в чашах воды заключаются наиболее благодатные силы,
устраняющие недуги и врачующие болезни.
Природная чистота воды, сделавшая ее единственным верным и легким очистительным
средством, потребовала, в самые далекие языческие времена, особого себе
чествования, выразившегося в торжественном празднике Купалы. Во многих местах
еще сохраняются определенные дни, когда производится обязательно обливание
водой - обычай, успевший пристроится к христианским праздникам. Обливают
холодной водой всех, проспавших одну заутрень на неделе Святой Пасхи. Обычай
обливания водой носит совершенно другой характер в тех случаях, когда он
получает название "мокриды": в этой форме он сохраняет явные осколки языческих
праздников вызывания дождя.
Наш народ в прежнее время очень чтил дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с
непокрытыми головами, деревенский и городской люд становился под благодатные
небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирал воду, чтобы вымыть
лицо три раза. Люди выносили чашки, собирая целебную влагу, и в крепко
закупоренных бутылках сохраняли ее целый год , до нового такого же дождя. Точно
так же чтил народ и речную воду после вскрытия рек.
Едва пройдет весною лед по рекам и ручьям, как все дети, взрослые и старики
бежали на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и
руки.
Эти обычаи приводят нас к целому ряду суеверных гаданий, где воде предоставлено
главное место, подобно так называемому отчерпыванию воды и прощению у воды.
В первом случае при болезни домашних животных или ввиду какой - либо
неприятности окачивают водою крест или медный образок, стараясь спускать эту
воду на уголья, облепленные воском и ранее опрыснутые богоявленскою водою; в то
же время читают про себя самодельные молитвы и кропят и поят тех, кто нуждается
во врачебной помощи. "Прощения у воды" испрашивается больным и обездоленным.
Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей
оскорбления, насылая на людей болезни. Поэтому, чтобы избавиться от таких
болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном: "Пришел - де я к
тебе, матушка - вода, с повислой, да с повинной головой, прости меня, простите
и вы меня, водяные деды и прадеды!" Отступая по одному шагу назад, до трех раз
повторяя этот приговор с поклоном и, во все время заклинаний стараются ни с кем
не разговаривать, не оборачиваться и ни одного раза, конечно, не налагать на
себя крестного знамения.
"Воде и огню Бог волю дал", - говорит народ в утешение и успокоение на те
случаи, когда нарушается в природе равновесие и вода, в меру питавшая землю,
превращается в лютого врага, наводящего страх и отчаяние: "Где много воды - там
жди беды"; "Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом зажить".
Никакими гаданьями тех бед не предусмотришь, никакими заговорами не устранишь
- остается одна надежда на молитву о Божьей помощи не только в то время, когда
стряслось несчастье, но, главным образом, когда оно только что собирается.
Гадания
Наши предки гадали по полету и крикам птиц, животных. Вглядывались в движение
огня и дыма в костре. Метали вверх деревянные кружочки, с одной стороны белые,
с другой - черные. Вопрошали о будущем коня Святовидова. Глядя в бегущую воду,
гадали по ее течению пене и струям.
В зачарованную купальскую ночь девушки опускали в волны венки с зажженными
лучинками и следили за ними: у которой венок дальше всех проплывет, та будет
всех счастливей, а у которой лучинка дольше гореть будет, та проживет долгую -
предолгую жизнь.
Но самые интересные и таинственные гадания бывали, конечно, на Рождество или
Крещение. Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью кожу и,
усевшись на нее, загадать желание: например, оказаться в доме будущего жениха,
или в царском дворце побывать, или в тридевятое царство слетать. Лишь наступит
полночь, выйдут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и полетят, куда велено:
сами незримые и человека того незримым сделавши. Но уж когда обратно полетят,
будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе с гадальщиком. Тут уж надо не
зевать и вовремя сказать: "Чур сего места!" - а не то ждет неминуемая погибель.
Еще лили золото, свинец или воск в воду, загадав, что хотят узнать, а потом
разглядывали изображение и искали в нем признаки грядущего. Некоторые в
гадальную ночь слушали под окнами, и какое слово прежде услышат, по тому и
предсказывали свою судьбу.
Девушки, конечно, в крещенский вечер гадали на женихов. Гаданий таких было
великое множество. Например, берут в темноте из поленницы полено, и если оно
гладкое, то муж будет хороший, а если суковатое, с трещинами, - то дурной и
сердитый. А другие, напротив, верили, что если полено суковато, то быть девице
за богатым, а если попадется гладкое - то за бедным. Также девушки делали из
прутиков мостик и клали его на ночь под подушку, приговаривая: "Кто мой суженый,
кто мой ряженый, то переведет меня через мост". И кто во сне приснится тот и
|
|