|
В райских садах и рощах, на тенистых деревьях зреют золотые плоды (яблоки),
дающие вечную молодость, здоровье и красоту. По своим чудесным свойствам плоды
эти совершенно тождественны с бессмертным напитком - живой водою. Русское
предание дает им название молодильных, или моложавых: стоит только вкусить этих
плодов, как тотчас же сделаешься молодым и здоровым, несмотря на преклонные
лета. Любопытная русская сказка о молодильных яблоках и живой воде сообщает
один из древнейших мифов. Состарившийся и ослепнувший царь, о котором говорится
в сказке, олицетворяет собою зимнее время, когда все на земле увядает, дряхлеет
и всемирное око - солнце теряет свой яркий блеск. Изображая времена года живыми,
человекоподобными существами, народная фантазия весну представляла прекрасною
девицею, а зиму беловласым и седым старцем.
Чтобы возвратить царю его молодость и зрение, сын - царевич должен добыть живой
воды, которая исцеляет слепоту, и моложавых золотых яблок, то есть вызвать
весну с ее благодатными дождями, золотистыми молниями, светозарным солнцем и со
всей роскошью растительного царства. Живая вода и золотые яблоки одинаково
обновляют дряхлого старика, делают его цветущим юношею и даже уподобляют
семилетнему ребенку; больному дают крепость и здоровье, мертвому - жизнь,
безобразие превращают в красоту, бессилие - в богатырскую мощь; и те и другие
обретаются в стране далекой - в вечно неувядаемом саду - и оберегаются
драконами и великанами.
Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к
земным садам и рощам и сообщили им священный характер. Леса стали местом
пребывания облачных духов, а позднее человек придал им характер леших. Они
живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами (в начале
октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весною опять
выскакивают из земли - как ни в чем не бывало.
Вода
Вода в народе зовется не иначе как "матушка", "царица". Еще на заре
человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии.
Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие
философские системы: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может
быть жизни. Сообразно с таким пониманием мировой роли воды языческие народы
неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно
живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия - земля.
Позднее, с распространением христианства, вера в божественное происхождение
воды хотя и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в святости и
чудодейственной силе этой стихии. Одно из наследств седой старины - слепая вера
в родники и почтение к ним как к хранителям таинственных целебных сил.
За реками сохранились, в виде легенд, следы олицетворения их как живых существ
богатырского склада. Известен рассказ о споре Волги с Вазузой по поводу
старейшинства. Эти две реки порешили окончить свой спор таким образом: обе
должны лечь спать, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского
(Каспийского) моря, будет первенствовать. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно,
прямым и ближним путем потекла вперед. Проснувшаяся Волга пошла ни тихо, ни
скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу, причем была в таком грозном
виде, что соперница испугалась, назвалась меньшей сестрой и просила Волгу
принять ее к себе на руки и донести до Хвалынского моря.
Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она
вступает в богатырский спор на пиру у князя киевского с Доном Ивановичем. В
единоборстве она осталась побежденной. Дон убил ее каленой стрелой и сам в
отчаянии пал на ножище - кинжалище. Вот от этой - то крови и потекла Непр -
река, "во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень".
Ввиду такого повсеместно распространенного почитания воды первые просветители
темных людей и последующие за ними основатели монастырей, святые отшельники,
одною из главных забот ставили себе рытье колодцев.
В народном представлении становились священными те колодцы, появление которых
было вызвано каким - либо чрезвычайным случаем, например, так называемые
громовые (гремячие) ключи, бьющие из - под камня и происшедшие, по народному
поверию, от удара молнии (огненных стрел Ильи - пророка или из - под копыт
богатырского коня Ильи Муромца, а еще прежде - Перуна). Подле таких ключей
всегда спешат поставить часовенку и повесить образа Богоматери.
Святыми названы народом и небольшие озера, во множестве разбросанные по лесной
России, и притом не только те, которые оказались в соседстве с монастырями. С
некоторыми из таких святых озер соединены поэтические легенды о потонувших
городах и церквах. Из глубины этих озер благочестивым людям слышаться звон
колоколов, церковное пение и видятся кресты и купола затонувших храмов.
Наиболее известные и выдающиеся озера: в северо - западной Руси - озеро Свитязь
близ гродненского Новогрудка и Светлояр в Керженских заволжских лесах близ
города Семенова. Последнее до сих пор привлекает на свои берега тысячи людей,
верующих, что в светлых струях пустынного лесного озера сохраняется чудесным
образом исчезнувший во времена нашествия Батыя город Большой Китеж.
При погружении святого и животворящего креста в воду из нее, силою Святого Духа,
изгоняется дьявольская скверна, и потому всякая вода становится чистою и
непременно святою, то есть снабженною благодатью врачевания не только недугов
телесных, но и душевных. "Богоявленской воде" в этом отношении всюду придается
первенствующее значение, и она, как святыня, вместе с благовещенскою просфорою
|
|