|
горы произошло столкновение чешских рыцарей Ярослава из Штернберга с
монголо-татарскими полчищами Батыя в 1240 году. Католики приписывают победу
чехов Гостинской богородице - однако же чем могла помочь в бою женщина, да еще
иноплеменница и иноземка? На мой взгляд, читатель, гораздо логичнее
предположить, что славянским витязям помог закованный в латы славянский Бог с
соколом на шеломе и бычьей головой на щите. Был ли Сварожич из Радигоща-Ретры
тем же Богом, что и Даждьбог, неясно - вряд ли у Бога Неба был один или два
сына[50]. Но, учитывая разноголосицу форм имени Радагаста-Радогостя-Ради-госта,
трудно согласиться со Срезневским и увидеть в его имени конструкцию, основанную
на корне «даг». Впрочем, исследователи не совсем уж единогласно готовы признать
Даждьбога Солнечным Божеством - В.В. Мартынов в статье «Мифологический мир
«Слова о полку Игореве» выдвинул предположение, что Даждьбог - злое Божество,
на основании сербских легенд, где Да]бог выступает как воплощение зла и
противник Бога на земле. Также он апеллирует к древне-иранскому duZ - «злой». В
«Даждьбожьих внуках» «Слова о полку» исследователь видит черниговского князя
Олега Святославича и заглавного героя «Слова», Новгород-Северского князя Игоря
Святославича, поэмой якобы осуждавшихся за «усобицы». Однако не стоит
приписывать советское государственническое сознание автору русского
Средневековья - для тех времен желание личной славы было естественной чертой
князя, и даже у человека, искренне радевшего за объединение Руси, никакого
осуждения вызывать не могло. Никаких черт осуждения главного героя в поэме я не
нахожу (замечу, что некоторые исследователи довольно убедительно приписывают
авторство самой поэмы именно Игорю Святославичу), что же до Олега Святославича,
то автор говорит о нем не хуже, чем о многих иных князьях. Знаменитое
«Гориславич» никакого осуждения не содержит - не содержат же осуждения названия
растения «горицвет» или птички «горихвостки». «ГорИсла-вич» - а не
«ГорЕславич»! - человек вспыльчивого, огневого характера, стремящийся к яркой,
хотя бы и краткой, как пламя, славе. В рамках ценностей рыцарского
Средневековья - а других ценностей у автора средневековой воинской повести и
быть не могло - это ближе к похвале, пусть и сдержанной, но уж никак не к
осуждению. И как-то даже странно думать, что автор поэмы обозвал своего
главного героя - «Солнце светится на небеси - Игорь князь на Русской земле!» -
и его пращура, прародителя воспетого поэмой «хороброго Ольгова гнезда», чуть ли
не «чертовыми детьми»! Роль Даждьбога в сербских преданиях легко объясняется
тем, что сербы и хорваты первыми из славянских племен, еще в VII веке, приняли
христианство - ас ним и ту оценку прежних Богов, о которой мы так много
говорили в этой книге. Хотя память о первоначальном, благом значении солнечного
Божества хорваты, по-видимому, сумели сохранить. Иначе вряд ли они использовали
бы Дабог как личное имя. В Галиции при короле Владиславе Ягелло (он же Ягайло)
в 1394 году упоминается Данило Дажбогович, в польских документах мелькает некто
Dadzbog. Известны названия местностей - Даждьбог в Мосальском уезде, Дацьбоги в
Польше, Дабог в Сербии. Впрочем, это еще не главные аргументы - были, в конце
концов, и всевозможные Бесовы горы или выселки, и личные имена и прозвища
такого порядка встречались - стоит вспомнить знаменитого новгородского попа (!)
по имени Упырь Лихой, или сподвижника Степана Разина Никифора Чертка, или
боярского сына Сотону (!) Левашова. А главное в том, что построения Мартынова
легко разрушаются, если вспомнить о существовании на Украине песен, в которых
упоминается Даждьбог. В первой, записанной в Волынской области в 1965 году,
соловей, прилетевший весной из славянского рая-«Вырея», говорит, что «не сам
вийшов, Дажбог мене вислав», и отдал ему ключи - отпереть весну, запереть зиму.
И это - про представителя злых сил?! Другая песня, записанная дважды - в
двадцатых годах прошлого столетия на Волыни (если совсем точно - в Стрижавцах
Винницкой губернии от некоего Л. Юркевича), а в 1975 - в Тернопольской области,
еще любопытнее. Пели эту песню не абы когда (в традиционной культуре вообще
всему свое время и место, в отличие от наших дней - вряд ли я когда-нибудь
забуду дивную картину: второе августа, день ВДВ, трое коллегохранников,
здоровенных, нетрезвых и небритых лба в маскирухе, задушевно вытягивают
«Виновата ли я»). Так вот, поют ее только при встрече едущего на свадьбу жениха
с кем-либо. А поется в этой песне, как «межи трьома дорогами», на распутье,
«князь» - здесь фольклорное обозначение жениха - просит уступить ему дорогу:
Ой Ти, Боже, Ти Дажбоже, рано-рано,
Зверни ж меш с дор1женьки, ранесенько.
Бо Ти Богом piK од року,
А я князем раз на вжу, Раз на вжу, в недшеньку.
То есть Даждьбог выступает здесь как покровитель свадеб и супружества
(как и в летописи), готовый сойти со своего вековечного («рж од року») пути,
уступая дорогу жениху, торопящемуся на главное, единственное в жизни («раз на
вжу») событие - свадьбу. И что еще показательнее - существует болгарская песня
схожего содержания, в которой жених просит уступить ему дорогу… Солнце! То есть
никаких двусмысленностей в вопросе о том, кто есть Даждьбог, после этого не
остается. По крайней мере, кто Он в космосе, в Природе.
Не забывала о Даждьбоге и Великая Русь. В Череповецком уезде еще в XIX
веке дружески советовали попавшему в сложное, запутанное положение человеку:
«Помолись (или - поручись) Дажбогу, управит понемногу». Как видим, и здесь ни
следа представления о «злом» Даждьбоге. Владимир Даль в своем знаменитом
«Словаре живого великорусского языка» указывает, что на Рязанской земле еще в
его время клялись словом «Дажбо!» или «Дажьба!», вместо привычных «Ей-ей» или
«Вот те крест». Иногда клятва звучала более развернуто: «Авось (а вот. - Л.П.)
|
|