|
Другая поговорка уточняла: «ne wsi gremo w K'rtowo, marsikteri w c'rtowo» - не
все пойдем к Кърту, иные и к черту. Стало быть, посмертное пребывание с
Языческим Божеством Света и Пламени (Солнца?) считалось у хорутан
противоположностью преисподней и обществу чертей.
По поводу превращения Хорса в «Корса» и «Хвор-ста» я уже говорил в первой
главе, и на этом более останавливаться не буду.
Как я уже упоминал, еще Осип Бодянский предположил, что Хоре и Даждьбог
это одно и то же Божество, а многие ученые - в частности, Потебня, Фаминцын,
Нидерле, Соловьев, поддержали это отождествление.
Даждьбог (Дажьбог, Дажба, Дабог, Дабо, Даба (ю. -ел.), Дацьбог (зап. -ел.
), и пр.). Тут также не возникало особых сложностей. «Точкой отсчета» были
сообщения Ипатьевской летописи под 1114 годом. Ее автор, рассказывая о
современных ему «чудесах» и «знамениях», решил показать, что подобные дела
случались и раньше, в целях чего и привел цитату из перевода Иоанна Малалы
(прозвище это обозначает попросту «болтун»), но не то от простоты, не то,
напротив, от лукавства, переплел заемное книжное сказание с родословием
славянских Богов. Сварог оказывается у него царем Египта, при котором с небес
упали кузнечные клещи и люди начали ковать оружие, а до того бились палками и
камнями. «И по сем царствова сын его, именем Солнце, его же наричють Даждьбог,
семь тысящь и 400 и семъдесять днии, яко быти летома двемадесятьма (двенадцатью.
- ВЛ.П.) то по луне видаху бо… инии чисти ови по луне чтяху, а друзии деньми
лет чтяху (одни считали время по лунным фазам, а другие - просто по дням. - Л.П.
); двою бо на десять месяцю число потомъ оуведоша. От нележе начаша человеци
дань давати царямъ. Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж
силен; слышавше не от кого жену некую… богату и всажену соущу. И некоему,
восхотевшю блудити с нею, искаше ея яти ю хотя. И, не хотя отца своего закона
рассыпати, Сварожа, поемъ (взяв. - Л.П.) с собою муж неколко своихъ, разумев
годину (время, час. - Л.П.), егда прелюбы деет, нощью припаде на ню, не оудоси
(застал. - Л.П.) мужа с нею, а ону обрете лежащю с инемъ, с нимъ же хотяше. Емъ
(схватил. - Л.П.) же ю и мучи и пусти ю во-дити по земли в корзине, а того
любодейца всекну (казнил. - Л.П.)». Итак, в этом отрывке Даждьбог описан как
«Солнце-царь», давший людям календарь из двенадцати месяцев, учредивший дань и
строго следящий за соблюдением супружеской верности и брачных норм.
Исследователи самых разных школ и направлений считают наиболее древней формой
его имени имя «Дажьбог», впоследствии переосмысленную и видоизмененную в
«Даждьбог» - «Дающий Бог». «Дажь» мыслится, как притяжательная форма от
готского «дагс» и немецкого «таг» - день. Знатоки рунической премудрости
немедленно вспомнят руну «Дагас» - день, огонь, жар. По мнению исследователей,
ее нынешняя форма - результат попыток вырезать на дереве солнечный знак -
вписанный в круг равносторонний крест. Геза фон Неменьи связывает с этой руной
скан-догерманские божества Даг (день) и Бальдег, Бальдр, а также героев
Свипдага (сканд.), Свибдагера (датск.), Свевдега (англосакс), а также кельтское
божество Даг-да («добрый»). Корень «даг», «дажь» связывают также с санскритским
корнем «даг» - жечь - и литовским «дегу», гореть, откуда и наше «деготь». С
этим именем связывают также имя Божества балтийских славян По-дага, о котором
неизвестно ничего, кроме имени, и того, что ему (ей?) возводили храмы. В Подаге
иногда видят женскую пару Даждьбогу, как Пеперуна составляет, по мысли этих
исследователей, пару Перуну. Такой крупный исследователь-языковед, как И.И.
Срезневский, видел корень «даг» даже в имени другого именовавшегося сыном
Сварога Божества, Радагаста [49](или Радигоста), почитавшегося в городе Ретра,
в земле велетов-лютичей. Святыни Ретры почитались в «Поморье Варяжском^ лишь
самую малость ниже храмов Арконы. По мнению Срезневского, приставка «Ра» в
имени Ба-жества велетов играла ту же роль, что, скажем, в слове «разорю», а
«аст» в конце было суффиксом (ср. «зубаст, горласт» и пр.). То есть Ра-даг-аст
- это тот, кто распространяет свет, тепло - «даг». Однако, при всем уважении к
памяти Исмаила Ивановича, здесь он, кажется, немного перемудрил. Имя Радагаст,
во всем богатстве своих вариаций, известно в славянском мире с V века (один из
варварских вождей, вторгшихся в Римскую империю, носил это славянское имя),
принадлежа к одной из самых древних и одновременно распространенных групп имен,
заканчивающихся на «гаст», «гост», «гость». Анты Ардагаст, Доброгаст, Келагаст,
Оногаст и Пирагаст, персонажи русских летописей Воигость, Орогость, Серогость,
вендское Ольгаст (сокращение - Олег), польское Доброгост и так далее. Из этого
же гнезда, возможно, вылетели и невнятные «фасты» и «фосты» из договоров
великих князей русских Олега Вещего и Игоря Старого с Византией. Норманнисты,
конечно же, пытались увидеть в них своих возлюбленных скандинавов, но тщетно
искать в рунических надписях эпохи викингов, кишащих именами и целыми
родословными сагах или средневековых документах (католичество, принятое
норманнами, в отличие от православия, не требовало обязательной замены
«Языческого» имени) тезок этих загадочных русских послов. Зато, предположив,
что перед нами славянские имена, павшие жертвой стараний не то византийских, не
то отечественных грамотеев на слух приспособить их к греческим буквам, мы легко
опознаем в «Вуефасте» - Вуегаста (с мягким, «украинским» придыхательным «г»), в
«Лидулфосте» - Людогоста (в древнем Новгороде была Людогоща улица, на которой
нашли дивной красоты резной деревянный крест). Новгородская топонимика вообще
кишит названиями, произведенными от имен этого же ряда - Утрогощи, Любогощи,
Чадогощи, Ви-догощи и т.п. И во всех славянских землях известны Радагасты,
Радогосты, Радигости и производные от этого имени названия рек, селений, гор.
По одной такой горе (Гостин, она же Радгост, Радхорст в немецком произношении),
кстати, получила название марка чешского пива «Радхорст» (на его пробках и
изображен, в меру фантазии изготовителей, вооруженный Языческий идол). У этой
|
|