Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Лев Прозоров - Боги И Касты Языческой Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
горою) и небом (очевидно, тем самым верхним небом мифологии, которое 
располагалось нашими предками выше путей Солнца и считалось хранилищем запасов 
небесной влаги[47]).
      
ХОРС ДАЖДЬБОГ
      
     Жесток мой Бог, Конь коней,
     Конь-Солнце!
    Елена Косачева, «Мора»
      
      
      Хоре (Харе, Хоурс, Хърс, Хръс, Хрос) упомянут, кроме летописного перечня 
980 года, в поучениях против Язычества, в «Хождении богородицы по мукам», в 
«Беседе трех святителей», где, наряду с Перуном, назван «ангелом громным», и в 
«Слове о полку Игореве». Его почти сразу сочли Божеством Солнца, и многие 
исследователи сопоставляли имя Бога с авестийским (древнеперсидским) «hvare», 
персидским «chur, hor», осетинским (осетины - древний северокавказский народ, 
потомки скифосарматских племен) «chur». Все эти слова обозначали Солнце. 
Разумеется, исследователи разных школ делали из этого свои выводы - мифологи 
заключали о древнейших, индоевропейских корнях почитания этого Бога, а 
«объективисты», разумеется, о заимствовании Хорса у иранских народов. До сих 
пор, кстати, популярна дивная комбинация, объясняющая, что Хоре на Руси 
появился… из Хазарского каганата. Оказывается, тюрки по языку и иудеи по 
вероисповеданию (а с точки зрения иудаизма, даже христианство недостаточно 
единобожно) принесли на Русь Языческого иранского Бога. Примерно на тех же 
основаниях можно было бы предположить, что русские коммунисты принесут в Китай 
культ Гитлера. Основана эта дивная теория на двух опорах - во-первых, в одном 
южнославянском источнике Хоре назван «жидовином». Но в том же источнике Перун 
назван «эллинским старцем» - а, кажется, никто не предполагал, что Перун пришел 
на русские капища из Афин или Спарты. И «эллин», и «жидовин» в данном случае 
лишь часть единого в глазах христиан нехристианского мира. Оба определения с 
успехом заменило бы одно - «нехристь». Собственно, в православной лексике 
встречаются и вовсе уж умоза-тмевающие определения. Вот духовный стих «Егорий 
Храбрый». В нем, пленив Иерусалимского царевича Егория, «царище Демьянище» 
(ненавистный христианам римский цезарь Диоклетиан) требует от него: «Веруй ты в 
веру нашу, жидовскую (иудаизм. - Л.П.), басурманскую (ислам. - Л.П.), 
поклоняйся кумирам (Языческим идолам. - Л.П.) латинскиим (католическим. - Л.П.
)».
      То есть римский император требует от схваченного им иерусалимского (и, 
очевидно, иудейского - откуда ж в Иерусалиме другие?) царевича принять иудаизм, 
ислам, и поклониться католическим идолам (само по себе замечательное 
определение, если даже позабыть, что с точки зрения как раз иудаизма и ислама 
даже православный культ икон - идолопоклонство). Но в глазах и певцов, и 
слушателей «Егория» все прилагательные обозначали просто «чужие, 
нехристианские». Поэтому - и не по чему иному - и Языческое Божество 
удостоилось от православного книжника определения «Жидовина»[48].
      Во-вторых, в Хазарии-де служили хорезмийские гвардейцы, они и принесли на 
Русь Хорса. Звучало бы убедительно - в конечном счете, само слово Хорезм 
изначально звучало на древнеперсидском как Хор-зем, солнечная земля. Да вот 
только в сочинениях арабских авторов, от которых мы и узнали про хорезмийскую 
гвардию, черным по белому написано, что среднеазиатские воины хазарских каганов 
были, все как один, правоверными мусульманами. И, конечно, не могли и знать 
никаких солнечных Богов - а Симург мог быть для них в лучшем случае 
литературным персонажем волшебных сказок, не более.
      А самое главное - отношения между славянами и хазарами времен расцвета 
каганата не подразумевали никаких заимствований. Об этих отношениях я подробно 
писал в моей книге «Святослав». Судя по бесследному исчезновению сокровищ 
державы, в течение двух веков служившей мытарем и ростовщиком на пересечении 
двух величайших торговых путей Евразии, а также по тому обстоятельству, что 
победители Хазарии, русы Святослава, у Льва Диакона выглядят не богаче, но, 
скорее, беднее русов отца Святослава Игоря, описанных ибн Фадланом, 
русы-победители брезговали даже материальными сокровищами торговцев славянскими 
рабами. Что уж говорить о возможности позаимствовать у «Чу-да-Юда каганого» 
Бога!
      А ведь сия «научная версия» излагается в солидных научных сборниках и 
монографиях на полном серьезе.
      Впрочем, одно пересечение с «иудаизмом» Хоре все же имеет - в 
древнеиудейском тексте библии встречается слово «хре» в значении Солнца. Это не 
еврейское слово, поскольку в древнееврейском языке аналогичное слово обозначает 
«глина, черепок» (современное произношение - «хэрэс»). Явно произошло 
заимствование из какого-то арийского, скорее всего - персидского языка. В 
средневековом Закавказье встречалось мужское имя Хурс. Однако это не означает, 
что Хоре был известен только тем славянским народам, что контактировали с 
иранскими племенами. Имя Хърс встречалось и в Сербии, в Болгарии было два села 
Хорсово, современный Разград в средневековых документах называется Хръзград. 
Болгарский царь Владимир, попытавшийся восстановить Веру предков в своей стране 
и ослепленный за это собственным отцом, равноапостольным царем Борисом, носил 
прозвище Хросате - «солнечный» (почти «Владимир Солнышко» из наших былин). 
Наконец, наше, сызмальства знакомое каждому русскому человеку слово «хорошо», 
тоже происходит от имени светлого Бога. «Хорошо» - в своем роде «по-Божески», 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-