|
когда приносил свои жертвы Святослав Храбрый.
В греческих «Чудесах Дмитрия Солунского» в VII веке славянский князь Ясон
(или Якун) обращается к «оракулу Пырину» перед походом на греков. В полном
соответствии с «законами жанра» пророчество «богомерзкого идола» оказывается
бесполезным, что в реальной истории отчего-то не помешало славянам захватить не
только окрестности Солуни (Фессалоник), но и все Балканы, и даже Пелопонесс,
ставший на века славянской Мореей.
Перуна упоминают в паре с Волосом договоры с Византией Олега Вещего,
одного - договор 944 года Игоря Рюриковича, и не то в паре с Волосом, не то в
тройке с ним же и неким не поименованным конкретнее Богом - договор 972 года
Святослава Игоревича Храброго. Если Волосу клянутся на золотых
обручах-браслетах, то Перуну - на оружии. Соответственно, Божья кара за
нарушение клятвы должна, видимо, воспоследовать от каждого своя - от Перуна -
гибель от своего оружия, от Волоса - «да станем же золоти, яко золото» (видимо,
имеется в виду какая-то болезнь).
Затем идет уже очень подробно рассматривавшееся нами описание
воздвигнутого Владимиром в 980 году святилища Пятерым. Иногда также сообщается,
что дядька будущего крестителя, хазарин Добрыня, воздвиг кумир Перуна в
Новгороде. Из этого иногда делаются далеко идущие выводы - например, что
Перун-де почитался исключительно в южной половине Руси, а в северной почитали
Волоса (опять та же попытка превратить общеславянских Богов в местных или
племенных кумиров, что и со «сборной» версией происхождения Киевского
Пятибожия). При этом чрезвычайно сложно было бы объяснить, отчего, скажем, в
заведомо южнорусском «Слове о полку Игореве» совершенно не упомянут Перун, зато
присутствует упоминание о Волосе/Велесе («Бояне, Велесов внуче»). Или отчего
князья варяжской Руси, в Киев пришедшие с севера, считают «Богом своим» именно
Перуна. Или отчего в Пскове, где немецпутешественник И. Вундерер видел в XVI
веке каменные кумиры Перуна и Хорса, до XX века бранились: «Сбей тебя Перун!»
Подобные ругательства бытовали и в Белоруссии («Каб цябе Пярун треснув!») и
Словакии («Паром те забив!»). В Словакии почитание Перуна-Паруна-Парома
продолжалось до позапрошлого столетия, про него рассказывали предания, его
упоминали в речи, ему, кажется, даже жертвы приносили.
В новгородских преданиях основание капища Громовержца на холме над
Волховом, где впоследствии встанет православный Перыньский монастырь,
приписывалось сыну легендарного прародителя Славена, Волху Славеновичу (Волху
все Славичу, Вольге свет Славьичу русских былин). В данном случае - как и во
многих других - археологический факт оказывается на стороне фольклора. Весомый
щелчок по носу иных снобов-историков, употребляющих слово «фольклор» как
какое-то ругательство! Раскопки В.В. Седова на Перыньском холме подтвердили
существование там святилища по крайней мере с VII века. Огромный холм венчала
статуя Громовержца с пылающим перед нею костром (про неугасимый костер перед
кумиром древнего Бога гроз новгородцы рассказывали еще Адаму Олеарию в XVII
веке). Вокруг холма был прорыт ров с восемью круглыми ямамилепестками (вот тут
сравнение с лепестками гораздо уместней, чем в случае киевского святилища')[41],
ориентированными по сторонам света. Подобный ров окружал и место идола на
святилище горы Богит в Западной Украине - там, скорее всего, стоял
прославленный Збручский идол. В каждом из лепестков тоже горел костер. Так что
ни о «южном» происхождении Перуна, ни о возведении Добрыней первого святилища
Громовержца в этих местах говорить, по-видимому, не приходится. Как и его
племянник в Киеве, Добрыня в Новгороде разве что обновил святилище древнего
культа - что опять-таки вписывается в общее положение Владимира во времена
вокняжения. Сын рабыни, хазарский полукровка, братоубийца должен был всеми
силами демонстрировать верность древним обычаям и почтение к Богам.
Допускаю, впрочем, что как раз предание об установлении Добрыней кумира
Перуна в Новгороде и есть фольклор - та не лучшая его разновидность, что
связывает любую местную достопримечательность с именем последней побывавшей в
этих краях знаменитости. Так, по свидетельству Костомарова, курганы
Новгородчины, быть может помнившие варягов Рюрика, приписывались обывателями
Новгородской губернии Ивану Грозному и Марфе Посаднице. Так название реки
Ворсклы (связанное чуть ли не с праславянами скифских времен, ско-лотами) и
выложенные из камней на Соловецких островах и берегах Белого моря лабиринты
каменного века местное предание уверенно приписывают Петру Первому (река якобы
получила свое название - «Вор скла, стекла» - из-за утопшей в ней
«подозрительной трубки» императора, а вот к чему государю потребовалось
громоздить каменные круги - не уточняют). Холмы и курганы на берегах Камы, по
уверениям местных крестьян - земля, вытрясенная из сапога Пугачевым, а
фаллический камень в городе Плес (скорее всего святыня языческих, возможно даже,
дославянских времен), установил-де Федор Иванович Шаляпин в назидание неверной
любовнице. Ровно по этому же принципу к моменту составления летописей древнее
капище могли приписывать дядьке Крестителя.
Как было разрушено святилище в Киеве и подвергся особому поруганию кумир
Громовержца, я, читатель, Вам уже рассказывал. В Новгороде, согласно местным
летописям, однако, все не обошлось так просто - кумир якобы кричал: «О горе! Ох
мне! Достался немилостивым этим рукам!» Но, проплывая под Волховским мостом,
кинул на него свою палицу со словами: «Тешьтесь, новгородские люди, а меня
поминайте!» Там и «поминали» сурового Бога регулярными побоищами вечевых
партий[42], а также и казнями - осужденных вечем оглушали палицей и скидывали в
Волхов, где как раз под мостом была незамерзающая полынья. Любопытно, что
бились и казнили не абы какими палицами, а Перу-новыми, хранившимися… в церкви
святых Бориса и Глеба, пока в XVII столетии знаменитый реформатор Никон не сжег
|
|