|
коми-пермяцкий. Когда мне доводилось раскрывать детский журнал «Силькан»
(«Колокольчик») из Перми, на языке коми, меня немало позабавило обращение в
начале журнала: «Челядь!» А значило-то оно всего-навсего «дети, ребята». «Чадь»
- это слуги, но «чадо» - ребенок. «Отрок» - это не только подросток, в
древнерусском это и слуга (в «Повести временных лет» упомянуты отроки воеводы
Све-нельда, княгини Ольги и других знатных людей), а в болгарском так и
попросту раб. Наконец, в былинах упоминаются паробки богатырей. В современном
украинском языке это слово обозначает подростка, а в былинах - это слуги,
ухаживающие за конем и оружием героя (как Тороп у Ильи Муромца, пока богатырь
сидит у Владимира «во погребах во глубокиих»), выполняющие его приказы.
Показательный пример - когда Алеша Попович видит надпись на придорожном камне,
он не сам соскакивает с седла, а сгоняет с коня паробка
Екима - «ты, Еким, грамоте поученый человек». И не в том дело, что сам
Алеша неграмотен - письмо какого-нибудь «собаки-царя неверного» в Киеве
зачитывает князю Владимиру именно он, да и на богатырской заставе ему часто
отводят роль писаря - а в том, что не дело воину выполнять какое-то невоенное
дело, когда рядом есть слуга-паробок, способный его выполнить, - в данном
случае прочесть надпись на камне. Богатырь своего паробка даже женить может -
не особенно спрашивая его согласия, естественно - как грозится сделать богатырь
Хотен Блудович в одноименной былине[37]. Да, отчасти такое употребление этих
слов - это и свидетельство о суровой непререкаемости родительской власти над
ребенком в Древней Руси. Суровая матушка Феодосия, не вытерпев выкрутасов сынка,
заковала будущего святого в цепи и засадила в поруб. Да даже продать ребенка
мать, скажем, имела полное право (как в былине «Иван Гостиный сын»). Да и жизнь
дитяти находилась в полной власти родителя - Илья Муромец расправился со своим
сыном (за дело, конечно, но сейчас не это важно) и остался меж тем любимым
богатырем певцов и сказителей. Про дела сердечные и говорить не приходится -
летописи полным полны сообщений вроде «Олег привел из Плескова жену Игорю»,
«Мстислав женил сына своего, Володимира, на княжне Ростиславне» и так далее, и
тому подобное. Это князья - а что уж говорить о пареньке из простонародья.
Да вот - в русской деревне до XX века сохранялся такой обычай, как
«снохачество». И состоял он в том, что отец имел все права на жену сына -
взрослого сына! Не то чтобы подобное поведение приветствовалось - но и не
осуждалось. А вот сына, вздумай тот проявлять недовольство, люди, мягко говоря,
не поняли бы.
Но это - лишь одна сторона монеты. Другая же заключалась в том, что к
рабам относились на Руси как к не повзрослевшим детям. Хозяин имел над ними те
же права, что отец над сыном - но не более. И имел в их отношении те же
обязанности. Что до суровой власти отцов - нелишним нам будет помнить, что
воины Олега и Святослава, Донского и Ермака, Суворова и Ермолова выросли под
такой вот суровой отеческой властью - неужели они были меньшими мужчинами, чем
нынешние поколения, сызмальства напичканные представлениями о своих правах - и
обязанностях родителей? И если да - почему перед ними трепетали предки тех, что
сейчас хозяевами гуляют по улицам наших городов? Кстати, эти чужаки,
чувствующие себя хозяевами в повернувшейся на «правах» России, как раз столь же
безропотно признают над собою власть своих седобородых отцов, как и наши
недавние предки.
Но мы отвлеклись, читатель. Вернемся к тому, почему в древней Руси рабов
сближали с детьми. Араб ибн Русте пишет: «К рабам они (русы. - Л.П.) относятся
хорошо и заботятся об них». Кстати, опять-таки сходство с кастовым обществом в
Индии - шудра по правам был приравнен к ребенку.
Грань между взрослым и ребенком - а также между свободным и рабом - в
традиционном обществе определялась не количеством прожитых лет. Как раз рабы и
были людьми, дожившими подчас до седых волос, но так и не признанными общиной
взрослыми. Ребенка превращал во взрослого суровый обряд вхождения в род,
посвящения. Его можно сравнить со вторым рождением - в Индии полноправных
членов общины, не шудр, так и называли «дваждырожденные». А можно - со смертью
ребенка. Потому что, для того, чтоб родился взрослый сородич, ребенок должен
был умереть. И обряд этот был когда-то страшным, как смерть, и мучительным, как
роды. Стать объектом этого обряда было почти так же страшно, как стать объектом
человеческого жертвоприношения - и ведь это «почти» существует только для нас,
ведь те, кто ему подвергался, верили, что умирают всерьез, что грозные Божества
пожирают ребенка в хижине в виде зверя-покровителя рода, обнесенной частоколом
с черепами врагов - чтоб породить взрослого сородича! Память об этих ритуалах,
как установил В.Я. Пропп в своем труде «Исторические корни волшебной сказки»,
отразилась в русских сказках - это оттуда все эти разрубленные на кусочки и
оживленные живой и мертвой водою царевичи и витязи. Это оттуда зловещая избушка
на куриных ногах в лесной чаще, огороженная забором, увенчанным черепами, и
страшная старуха, сажающая в печь на лопате маленьких детей. Далеко не каждый
мог этот обряд вынести - но в далекие охотничьи времена, когда он появился,
слабые дети до него попросту не доживали - делали свое дело холод, голод,
болезни, хищные звери. Когда же появилось земледелие - времена стали мягче,
больше детей доживали до ритуала, то больше становилось таких, что с криком
«Мама!!!» бросались прочь, назад из страшных лесных хижин, от черепов на
частоколе, от жрецов и жриц в масках чудовищ, от ужаса и боли. И Мать, словно
услышав, принимала их вновь под свое покровительство - до нового ли посвящения,
или навек.
Именно так появились рабы.
Впоследствии в них стали превращаться и те, кто, взяв оружие в руки,
пугался неизбежной доли воина, с воплем кидал его наземь, увидев над головою
|
|