Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Лев Прозоров - Боги И Касты Языческой Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
не смел - презрительно обозван «дураком». Если богатырь чего-то и боится - так 
это показать малейший признак трусости. Советы и запреты в былинах, похоже, 
существуют именно затем, чтобы богатырь не слушал первых и нарушал вторые. 
Богатырь всегда ищет опасности, схватки, для него вызов - появление незнакомого 
богатыря или след богатырского коня, других поводов для схватки уже не нужно. 
Тем паче - угроза, пусть даже не прямо в его адрес. Так, Добрыня, проезжая по 
«полю чистому» и обнаружив незнакомый шатер с угрожающей надписью о неизбежной 
смерти того, кто посмеет войти в шатер и прикоснуться к запасам его владельца, 
незамедлительно в этот шатер входит, устраивает там страшнейший разгром, частью 
съедает, а частью разбрасывает по полю съестной припас, и частью разливает, а 
частью (надо полагать, большей) выпивает хмельной мед, после чего и засыпает 
посреди наведенного им погрома богатырским сном. Является хозяин шатра, Дунай, 
в ярости будит Добрыню («а спящего бить, что мертвого - не честь-хвала 
молодецкая!») и, дав тому время вооружиться и сесть на коня, честно старается 
привести свою угрозу в исполнение. Доведению схватки до смерти одного из 
противников мешает лишь появление главы богатырской дружины, Ильи Муромца, 
разнимающего богатырей и мирящего их.
      К этому описанию нравов воинской касты надо только прибавить, что Добрыня,
 как мы помним, отличался от иных богатырей «вежеством рожоным и ученым», 
вследствие чего ему поручали щекотливые дипломатические задания, а устойчивый 
эпитет Дуная в былинах - Тихий. Мда, читатель… можете представить, каковы 
бывали невежливые и буйные богатыри - вежливого и тихого вы уже видели. 
      Илья в былинах о «татарском» нашествии один защищает Киев и Русь, рядом 
нет никого, кто упрекнул бы его в трусости, однако на предупреждение своего 
вещего коня о трех вырытых врагами ловушках-«подкопах» богатырь отвечает ударом 
плети и бранью и продолжает атаковать вражьи полчища. В результате попадает в 
плен, где чуть не гибнет. Юный богатырь Ми-хайлушка Данилович (Игнатьевич) еще 
более упрям - он, в аналогичных обстоятельствах, едет прямо в «силу-матицу», то 
есть на подкопы. Тот же Илья у знаменитого камня на распутье без колебаний 
выбирает дорогу, на которой «убиту быть» - хотя рядом снова нет никого, кто бы 
мог стать свидетелем его «трусости». И несть числа таким примерам.
      Богатырь постоянен - он держит данное слово и не меняет принятых решений, 
даже если они гибельны для него.
      Богатырская храбрость неразрывно связана с богатырской гордостью. Пусть в 
основе сюжета о «бунте» Ильи против Владимира лежало обрядовое действо, но для 
былинного героя естественно и характерно именно такое поведение - богатырь, 
оскорбленный неподобающим местом на пиру или обращением, недостойным подарком, 
устраивает на княжьем пиру громкую ссору, выливающуюся в настоящий бунт. Очень 
показательна сцена уговоров ушедших из Киева богатырей Ильей «постоять за веру, 
за отечество». Илья не мотивирует своей просьбы, вернее сказать, не унижается 
до мотивации, ибо ее не допускает гордость, да просьба побратима и не требует 
мотивов. Мотивации требует отказ (ее мы, читатель, уже рассматривали, эту 
мотивацию - «ничего нам нет от князя Владимира!»). После этого просьба и отказ 
в буквально тех же выражениях повторяются дважды. Гордость на гордость - никто 
не хочет унизить себя дополнительными объяснениями, уговорами. Илья, казалось 
бы, должен переступить через гордость ради «общего дела», однако он этого не 
делает (и правильно поступает - в рамках богатырской системы ценностей, 
выписанной в былинах, такая «потеря лица» отнюдь не помогла бы ему, напротив - 
лишила бы всякого авторитета). Не переступают через свою гордость и остальные 
богатыри. Ситуация находит разрешение, как мы видели, в другой важной для 
нравов воинской касты черте - солидарности. Возникает, откровенно говоря, 
подозрение - уж не нарочно ли попался в плен Илья, чтобы спровоцировать наконец 
богатырскую дружину на действия, хотя бы из кастовой солидарности?
      К деньгам и любым не имеющим боевого - прямого, как оружие, или 
вспомогательного, как сбруя богатырского коня, - значения материальным 
ценностям богатырь относится презрительно. И если обзаводится таковыми - 
получив дар от князя, найдя клад или добыв в бою - старается раздать их или 
устроить на них пир.
      Разумеется, очень важна для богатыря слава. Славно пировать, охотиться, 
славнее же всего - воевать. Тихая, мирная жизнь, вдали от пиров и битв - для 
богатыря бесславье. Алеша и Еким, увидев камень на развилке, обозначающий три 
пути - два в мирные города, славные тихим, сытным житьем, обильной и вкусной 
едой, крепкими медами и податливыми девицами, и в
      Киев, к неизбежной воинской службе, не сомневаются в выборе, иначе 
«пройдет про нас славушка недобрая». 
      О простонародье говорить долго не приходится. К счастью, никто пока не 
додумался до отрицания существования на Руси землепашцев, ремесленников и 
торговцев. Добавим только, что ценности и правила поведения мирного общинника - 
будь то земледелец, ремесленник или торговец - прямо противоположны таковым 
воинской касты. Былина и не думает осуждать Садко, отчаянно старающегося 
избежать смерти в море, на которое обрекают его «жребии». Для богатыря подобные 
недостойные увертки были бы полнейшим бесславьем - но Садко-то всегонавсего 
купец. В русских летописях дважды описана готовность жителей осажденных 
печенегами Киева и Белгорода распахнуть ворота перед кочевниками, предпочтя 
плен голодной смерти - в то время как их современники-воины, оказавшись перед 
выбором - смерть или плен, кидались на собственные клинки, если не было иной 
возможности избежать позора плена (об этом повествуют византиец Лев Диакон и 
араб ибн Мискавейх). А долго ли бы продержался в крестьянской общине парень, то 
и дело лезущий в драку и демонстративно пренебрегающий советами? Уважением бы, 
во всяком случае, не пользовался. То есть нравы были принципиально разными - а 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-