|
воинамкшатриям «поражать врагов вероломным оружием - ни зубчатым, ни
отравленным, ни раскаленным на огне… убивать ни оказавшегося на земле (когда
сам воин находится на колеснице. - Л.П.), ни стоящего со сложенными руками (с
просьбой о помиловании. - Л.П.), ни имеющего распущенные волосы (? - Л.П.), ни
говорящего «я твой», ни спящего, ни ненадевшего доспехи, ни нагого, ни
безоружного, ни (уже) сошедшегося (в схватке) с другим, ни не сражающегося (а
только) смотрящего, ни оказавшегося в затруднительном положении, ни пораженного,
ни устрашенного, ни отступающего».
В былинах есть выражение «не честь-хвала молодецкая». «Не честь-хвала
молодецкая» убить спящего («Добрыня и Дунай»), нагого («Добрыня и Змей»),
безоружного. Не бьют подневольных: Хотен Блудович отпускает живыми мужиков -
должников враждебного семейства, натравленных на него (трудно понять, что тут
является причиной - жалость или брезгливое нежелание «марать руки»). Щадят
врага царской крови - «а и вас-то, царей, не бьют, не казнят» - но это
несколько другое, скорее благоговение перед «священным царем», чем жалость. У
Саксона Грамматика находим эпизод, когда Яромир, правитель Рюгенских русов, во
время войны с другим славянским племенем атакует двух неприятельских воинов.
Убивает одного, но копье застревает в теле. Второй замахивается, но, увидев,
что поднял руку на князя, отбрасывает оружие и падает ниц. «Столь велико
почтение среди этого народа к людям, облеченным высоким саном», заключает
хронист. Любопытно, что из всех черт священного правителя эта одна оставила
какие-то следы в летописи: «Князь Мстислав Юрьевич проеха трижды сквозь полки
Юрьевы и Ярославли… И прииде на него Александр Попович, и, имея меч наг, хотя
разсещи его. Он же возопил, глаголя, яко аз есмь князь Мстислав. И рече ему
Александр Попович: «Княже, ты не дерзай, но стой и смотри. Егда убо ты убиен
будеши, и что суть иные, и камо ся им дети?». Обращает на себя внимание
появление в цитируемом отрывке Александра (Алеши?) Поповича (та самая
Никоновская летопись, прославленная заимствованиями из былин). Не оказала ли
влияния на летописный текст былинная идеология?
О том, что богатыри никогда не атакуют вместе одиночного противника, даже
если тот очень силен, мы с вами, читатель, уже говорили. Богатырские схватки,
описанные в былинах, - это целый ритуал, начинающийся с обмена тяжеловесными
«любезностями» вполне в духе героев поэм Гомера или «Старшей Эдды», бранящимися
перед боем, и идущий всегда на равном оружии - палица на палицу, меч («сабелка
булатная») на меч, копье против копья. Несколько странно, что схватка на копьях
в былинах, как правило, завершает ряд из трех сшибок - казалось бы, должно было
быть наоборот.
Завершается поединок, что называется, «в партере» - рукопашной схваткой и
борьбой. Побежденного убивают, причем достаточно жестоко - впрочем, как я уже
говорил, это отголосок воинских жертвоприношений Богам войны. Однако у
побежденного есть возможность сдаться, «сохранив лицо» - предложить победителю
побратимство, естественно, с собой в качестве «меньшего» брата. Похвальба над
трупом побежденного противника решительно осуждается в былине «Камское побоище».
Представление о благородном и неблагородном поведении в бою повлияло даже
на отношение к тому или иному виду вооружения. В «опалу» угодил топор - былины
вообще не упоминают его в качестве оружия, в летописях знатные воины-русы не
используют до XIII века топор против равного противника - исключительно против
зверя или взбунтовавшегося смерда. В былинах в схожей ситуации - против явно
неблагородного противника - знатные воины, Чурило, Вольга, Мику-ла, используют
неясные «шалыги подорожные». Любопытно, как прокомментируют это сторонники
«народного» (крестьянского) происхождения эпоса и его героев?
Столь же отрицательно относится этика былинных богатырей к метательному
оружию. Любопытно, что первым это подметил еще в XVIII веке Василий Алексеевич
Левшин в своих «Русских сказках»: «Русские богатыри считали за стыд сражаться
чемлибо, кроме ручного оружия, ибо убивать пращом или стрелою не вменяли в
приличное человеку храброму». В былинах эта неприязнь распространена, кажется,
на все виды метательного оружия, на само метание. Только враг-инородец вроде
Идолища или негодяй вроде Тугарина способен метнуть нож в противника - причем
богатырь, перехватив или отбив брошенный в него клинок, никогда не бросает его
обратно в хозяина, но вызывает напавшего на поединок или расправляется с ним
ударом. Русские богатыри бьют даже там, где, казалось бы, естественней метнуть.
Хотен Блудович ударом, а не броском копья расшибает конек крыши дома враждебных
ему Чусовых. Стоящую на воротах дочь Соловья-разбойника, пытавшуюся убить Илью
приворотным брусом или по-иному, богатырь убивает не броском, а ударом копья.
Любопытно, что и летопись хранит представление дружинно-княжеской среды о
сугубой подлости, неблагородстве броска: когда на Любечском съезде обсуждают
подлость князя Давыда, заманившего в ловушку и ослепившего князя Василька
Теребовльского, ему говорят: «Кинул ты нож в нас!» Как и в былинах, брошенный
нож здесь - знак вероломства и подлости.
Аук богатырь применяет разве что на охоте да на состязаниях (о которых мы
говорили, рассказывая о священном браке правителя с девой-Властью Апраксеей).
Илья до вступления в дружину (и едва ли не под влиянием версии о его
неблагородном, «карачаровском» происхождении) использует лук против
нечеловеческого противника, оборотня Соловья (странно, что самые ранние
изображения Соловья-Разбойника - изразец и лубок XVII века - изображают его
конным воином с копьем, а не сидящим на дубу «чудом»; не решусь утверждать, что
и поединок воиноввсадников'превратился в выстрел по оборотню под влиянием
крестьянской «карачаровской» версии). Став дружинником, Илья вспоминает о луке
дважды, но один раз просто не пускает его в ход, ограничившись заговариванием
|
|