Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Лев Прозоров - Боги И Касты Языческой Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
если тех не прогонит в степь княжья дружина. И совершенно не важно, какое 
конкретное юридическое наполнение вкладывалось в те дни в слово «смерд» - 
ученые сломали немало копий в этих спорах; любопытствующих отошлю к трудам 
Игоря Яковлевича Фроянова. В конце концов Мономах скорее всего и сам не очень 
придерживался юридической точности в своих выступлениях. Его современник, князь,
 как-то поименовал смердами население города Киева - и ничего. Суть выступления 
Владимира Всеволодовича в другом - пахарь, как бы он ни назывался, беззащитен 
без дружинника!
      Да на что вообще могла понадобиться русским городам вся эта спесивая, 
буйная, агрессивная вольница дружинников, сегодня воюющая под одними знаменами, 
а завтра оказывающаяся под другими, желающая есть и пить с золота и указывающая 
зачастую князю, что и как делать, если бы ополчение было боеспособней или хотя 
бы при очевидном численном перевесе сравнимо в боеспособности со «сведомыми 
кметями»?!
      Если уж летописи наших историков не убеждают - так отчего бы поборникам 
поголовного героизма «народа» не послушать глас народа - те самые былины, 
которые народ если и не создал, то сохранил?! Стоит «дружинушке хороброй» 
удалых святорусских богатырей покинуть Киев - и на горизонте появляются 
всевозможные полчища, и князь Владимир Красное Солнышко ударяется в панику - а 
ведь ушли-то только богатыри! Население Киева, те самые «чернедь-мужички», 
которых, как правило, собирается «повырубить» ворог, на месте. Чего проще - 
создавай из них могучее народное ополчение и бей очередное Идолище Поганое. 
Однако вместо этого и Владимир, и даже Илья пускаются на поиски 
дружинников-богатырей, не помышляя о боеспособности «простого народа». Может, 
радетелям «народности» стоит уважать их мнение - и мнение поколений самых что 
ни на есть народных певцов и сказителей, веками хранивших былины? Что до версии,
 по которой богатыри есть представители «вооруженного народа» - позвольте не 
обсуждать ее всерьез, читатель. Просто вспомните, что сказал Саксон (позднее в 
былинах это имя заменили на христианское Самсон), глава киевской богатырской 
дружины, покинувшей князя после бессудного заточения Ильи «во погреба во 
глубокие» тому же Илье, когда тот призвал его и прочих богатырей «постоять за 
веру, за отечество», вернуться в Киев, спасти стольный град от разорения ордами 
Калина царя:
      
      Да не будем мы стоять за веру, за отечество…
      У него (Владимира. - Л.П.) ведь есте много да князей-бояр,
      Кормит их и поит, да и жалует,
      Ничего нам нет от князя, от Владимира.
      
      «Ничего нам нет от князя» - а стало быть, входи, враг, в стольный город, 
жги храмы, руби горожан… кто-то хочет сказать, что эти люди и впрямь ополченцы? 
Вооруженные представители «земли святорусской»? Или перед нами голос 
представителей воинской касты, которым нанес оскорбление местный правитель - и 
которые знают, что найдут себе радостный прием у любого вождя? Богатырь Дунай 
заявляет, что служил «семи королям во семи ордах». И он вовсе не исключение, 
вопреки Проппу. Исследователь возмущенно вопрошает, можно ли представить себе 
на месте Дуная Илью Муромца, но в былине про встречу Ильи с дочерью главный 
богатырь наших былин сам отвечает на этот вопрос: «А служил я у короля у 
Тальянского».
      А вот когда киевские богатыри узнали, что в плен к Калину попал Илья (тот 
улучил возможность выпустить в сторону богатырской ставки стрелу) - тут-то 
киевское богатырство и взвилось. Нет, никакой «патриотической сознательности» в 
них не проснулось. Былина излагает все со средневековой откровенностью: «Мне от 
крестничка да любимого пришли подарки да нелюбимый». Ни слова о «земле 
Святорусской», граде Киеве, князе Владимире. Наш в беде! Наш в плену! Это 
важнее осажденного города, важнее жизней киевлян - наш в опасности!
      Это - народное ополчение? Или все же каста? Как по вашему, читатель?
      Часто указывают на таких былинных героев, как Илья Муромец и Микула 
Селянинович - смотрите! Простой, крестьянин в наших былинах становится главным 
богатырем киевским! Смотрите! Другой крестьянин оказался сильнее князя с 
дружиной!!!
      Я не буду рассказывать, что В.Ф. Миллер и Б.М. Соколов давно и прочно 
доказали, что Илья стал «крестьянским сыном» очень поздно, по воле 
крестьян-сказителей - точно так же, как «превратились» в выходцев из простого 
народа рыцарь Родриго Руас де Бивар по прозвищу Сид, герой испанских 
«романсеро», и сэр Роберт Фиц Ут, граф Хантингтон, по прозвищу Робин Гуд. 
Установлено даже примерное время, когда это произошло, - начало-середина XVII 
века… Впрочем, все это я подробно разобрал в своей работе, посвященной былинам. 
Не буду я также и повторять своих доводов о совершенно некрестьянском облике и 
поведении Микулы Селяниновича, вышедшего на пашню с сохою, отделанной серебром 
и золотом, в пуховом колпаке, куньей шубке (вспомните, что говорил я о 
символизме этого предмета одежды) и сапогах зеленого сафьяна на высоких 
каблуках. Этому я тоже посвятил немало страниц в работе о былинном эпосе 
русского народа.
      Я даже не буду говорить, что из былин, на которые ссылаются мои оппоненты,
 можно с той же легкостью вывести обыденность и нормальность для древней Руси 
превращения калеки-паралитика с тридцатитрехлетним «стажем»[33] в могучего 
воина или способности идущего за плугом пахаря три дня удерживать дистанцию 
между собой и нагоняющими его конниками. Даже в своем сегодняшнем варианте 
былины ясно говорят - пахарь, крестьянский сын, может стать в один ряд с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-