|
воспоминаниям хорошего знакомого автора этих строк, еще в 80-х годах прошлого
столетия потомки русских, новгородских переселенцев в Кировской области,
брезгливо сторонились жителей деревенек, населенных русскоязычными потомками
крещеных «вотяков»удмуртов и «черемисы»-марийцев, а в Удмуртии, при
коллективизации, русские крестьяне не желали объединяться в один колхоз с
удмуртами-односельчанами и требовали создания отдельных хозяйств. Как видим,
презрительное отношение к финно-угорским племенам сохранялось веками даже после
тысячелетней проповеди церкви с ее «нет ни эллина, ни иудея». Можно ли поверить,
чтоб тем же презренным финнам вдруг начинали оказывать такое почтение, которое
в летописях и у ибн Русте русы выказывают своим волхвам?
Самое первое упоминание о славянских жрецах относится к VI веку.
Византиец Фофилакт Симокатта рассказал о трех славянских послах-гуслярах,
прибывших к императору Маврикию. Они поведали, что народ их живет «на краю
Западного океана», что, очевидно, обозначает Балтийское море - ни к какому
другому «Западному океану» поселения славян не выходили. Спустя полтысячи лет
без малого византийцы будут там же, «на дальнем берегу Океана», располагать
родину своих «ва-рангов» - варягов, балтийских славян-вендов, служивших в армии
императора (в Западной Европе византийских «варангов», которых, как я уже
говорил, как и по-лабских славян, звали в Европе «вандалами»). Послы рассказали,
что «кифары (гусли. - Л.П.) носят потому, что не привыкли облачать свои тела в
железное оружие - их народ не знает железа, и потому мирно и безмятежно
проходит у них жизнь… Тем, для кого война является вещью неведомой, естественно,
говорили они, более усиленно предаваться музыкальным занятиям».
Этот рассказ породил среди историков множество толков. Были времена,
когда его полностью и без сомнений приняли на веру. Один из отцов норманнской
теории, Август Шлецер, скажем, и так считал славян - да не VI, а IX века! -
настолько дикими, что они и дань-то платили шкурами белок и куниц лишь оттого,
что у них «не было орудий для охоты на медведя». Почтенный немец, всю жизнь
проведший в библиотеках и университетских аудиториях, вряд ли догадывался, что
для охоты на медведей как раз нужны более простые орудия, чем для добычи мелких
и шустрых пушных зверьков, и сама медвежья охота на добрые сто тысяч лет (те же
неандертальцы) старше беличьей. Но в такую, с позволения сказать, концепцию,
славяне, не знавшие-де железа в конце VI столетия, вполне укладывались. Да что
немец Шлецер, если век спустя поляк Юзеф Кра-шевский в романе «Старое предание»
на полном серьезе описывал ушлых немецких купцов, в том же IX веке продающих
славянам, предкам поляков, металлические вещи, рассказывая, будто их делают
подземные карлики-гномы! А старый славянин Виш, в доме которого на почетном
месте хранятся каменные молоты и секиры, ворчит: «Будто нет у нас камня, рога и
кости…От отцов и прадедов достались они нам в наследство, ими били жертвы Богам,
разбивали головы врагам и рога обламывали зверям. Не будь камня, не было бы
человека и жизни на земле… Ваш металл ест вода, и воздух, и земля, а камень
бессмертен».
И сейчас, впрочем, мода на славян с каменными топорами вовсе не ушла в
прошлое. Вспомните только, читатель, фильм «Тринадцатый воин» с Антонио
Бандёра-сом в главной роли. Многие русские зрители даже не осознают, что
обитающие в пещерах, размахивающие каменными топорами, одетые в косматые шкуры
дика-ри-«вендели» с размалеванными рожами - это венды, славяне в представлении
Голливуда конца XX века. Правда, при всем том эти дикари ездят верхом в седлах
со стременами, растаскивают на диво хлипкую городьбу поселка викингов железными
крючьями на веревках… но Голливуд и логика суть вещи несовместные - ну не
будешь же всерьез интересоваться, где злодеи-«вендели» держат своих коней в
пещерных жилищах, путь в которые пролегает через зыбкий плетеный мостик над
пропастью, по которому и пешком-то пройти страшно. Или отчего герой Бандераса,
ара.6-мусульманин ибн Фоцлан (читай ибн Фадлан, из записок которого сценаристы
фильма многое позаимствовали), щеголяет гладко выбритой физиономией (искренне
желаю авторам фильма попытаться побрить взрослого мужчинумусульманина -
современного, не средневекового! - лучше в какой-нибудь исламской стране).
Осталось только заметить, что фильм, в котором норманны и мусульманин
обороняются от закидывающих их крепость факелами славянских дикарей, снят в те
самые годы, когда североатлантические «норманны» из НА ГО, «защищая» боснийских
и албанских мусульман, старались «вбомбить в каменный век» славянскую Сербию.
Такие вот неакадемические последствия могут иметь высказанные столетия назад
гипотезы ученых мужей.
Другие авторы обратили внимание не на «отсталость» описанных Симокаттой
славян, а на их неимоверное миролюбие. Сентиментальному писателю Карамзину
рассказ византийца о славянских гуслярах очень понравился, но он все же еще
колебался. Зато протестантский пастор чех Шафарик и немец Гердер уверовали в
него беззаветно. Гердер, расписывая жизнь славян, утверждает, что они были
«щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с
тем были покорны и послушны, враги разбоя и грабежа… они не домогались
владычества над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей и
охотнее делались данниками, если только тем можно было купить спокойствие своей
страны». Право, потомку готов стоило б лучше помнить слова гота Иордана,
сказанные еще до Симокатты, о славянах, что «ныне по грехам нашим свирепствуют
повсюду». Или слова славянского вождя Дабренты, переданные византийцем же
Менандром, тоже до Симокатты: «Не отдавать свою землю другим, а владычествовать
над чужими землями привыкли мы, и в том мы уверены, пока есть на свете война и
мечи». Это в том случае, если бесчисленные упоминания немецких и скандинавских
источников о славянских набегах на Германию, Британию, Данию, Норвегию и Швецию,
о господстве на Балтике свирепых «вендских викингов»-варягов списывать на
|
|