|
желудь на целом дубе, рыба в речках Ирландии перевелась, а коровы перестали
давать молоко. Как видим, в возрениях ирландцев на королевскую власть было
много общего с отношением жителей древней Индии к своим царям. Верховные
правители как бы соединяли в себе три касты, а в Индии в облачение царя вместе
со знаками собственно царской власти входили символы каждой варны. А первый из
индийских царей, великий Ману, был отцом родоначальников всех четырех варн.
Кастовое деление на острове связывалось с преданием о пяти
последовательных «захватах» Ирландии после потопа различными, хоть и
родственными племенами (касты Индии происходят, при всех своих различиях, от
одного Божества, или от одного мудреца Ману). Первое из пришедших после потопа
племен, дети Партола-на, было славно успехами в ремесле и ручном труде, но
власти королей не знало, а имя самого знатного из вождей этого народца
переводится как «раб, холоп». Это племя погибло от мора. Опустевший остров
заселили дети Немеда (буквально «свободного»), скотоводы и земледельцы, первыми
засеявшие пшеницей поля Зеленого острова. Затем пришли воинственные и властные
Фир Болг, которые поделили остров на пятины, установили королевскую власть и
правосудие. При их короле Риннале («Острие Копья») «изготовление оружия
достигло совершенства». Вслед за ними появились и высадились в Коннахте славные
мудростью и колдовством Туатта де Даннан - Дети Богини, народ друидов и
чародеев. Сами Боги Языческой Ирландии были их вождями - или превратились в
таковых под пером переписчика-монаха, в данном случае это совершенно неважно,
важно то, что Дети Богини были ближе всех к бессмертным Богам. И в первой битве
при Маг Туиред победу над сородичами Фир Болг им принесла магия.
Что до верховной власти великих королей, то ее ирландцыгойделы «скромно»
отождествили с собственными непосредственными предками - сыновьями Миля.
Через пролив от Ирландии, в Англии существует еще один островок кельтской
традиции, Уэльс. Эта небольшая страна поделена между четырьмя епископства-ми -
Бангор (на северозападе), Сент-Асаф (на северо-востоке), Аландав (на
юго-востоке) и епископат святого Давида (на юго-западе). Там, где сходятся
земли четырех епископств, возвышается гора Пумлумон - «Пять вершин», а земли,
лежащие у подножия этой горы, называются Первед - «Серединный край». Стоящая в
этих землях древняя церковь Аланбадан Фар издревле считалась центром пятого
епископства Уэльса. Согласно средневековой поэме, описывающей население Уэльса,
северо-запад края населяют высокородные мудрые мужи, хранители святых реликвий.
Северо-восточный Поуисс, согласно этой поэме, населен «храбрыми мужами, которые
без колебания вступают в битву, они гостеприимны к поэтам». В юго-восточном
Гламоргане «мужи добрые, жены величавые и много там скупцов и богачей».
Население же юго-западного Диведа, без особых иносказаний огульно названо
«рабским». И здесь мы видим то же распределение качеств людей и пространства,
что и в Индии и в Ирландии.
Кастовое устройство общества обычно связывают с завоеванием одного народа
другим - первыми, кто начал именно так объяснять эту систему, были, как мы
видели, ирландские монахи, изложившие историю возникновения ирландского
общества как череду «завоеваний» острова разными племенами. Но можно ли
говорить о череде одинаковых завоеваний, идущих в одном и том же порядке, в
Индии и Ирландии? Очевидно, приходится искать иное объяснение возникновению
системы каст.
Есть ли связь пятеричного деления общества и Пяти-божия? На мой взгляд,
читатель, она очевидна. Громовержец, повелитель Богов («Юпитер»-Таранис, Индра,
Перун), именем которого творили суд, с именем которого шли в битву и от
которого ожидали урожая, вполне соответствует образу верховного правителя -
князя, царя, короля. Целитель «Апполон», Хорс-Даждьбог, Сурья соответствуют
жречеству. Буйные Боги бурь и войны - «Марс» галлов, Рудра индоариев, Стрибог
русов - найдут свое прямое отражение на земле в облике буйных, кичливых,
воинственных и гордых дружинников, кшатриев, рыцарей. «Меркурий»-Езус из Галлии,
«Добрый», покровитель торговцев, изображавшийся в окружении деревьев и
работающих крестьян, обаятельный податель жизненных благ и материального
благополучия Ганеша - как, очевидно, и загадочный Семарьгл - вполне подходящие
покровители для хозяев-общинников, тороватых купцов, домовитых хлебосолов. Что
же до последней из списка, великой Богини-Матери, то можно вспомнить, что в
Индии из всех Божеств шудры допускались лишь к таинствам и обрядам Дэви, а в
Ирландии именно Мунстер, страна слуг, усыпана урочищами, связанными с именами
кельтских Богинь и колдуний - парные холмы Сосцы Ану в Кил-ларни, главный сид
(священный холм) Мунстера назывался Сид Белых Женщин, местности Эблиу, Кнок
Айне. В Мунстере располагалась деревня Бере, из которой происходила самая
знаменитая ведьма-каллях гэльского фольклора. Такой же обителью ведьм предстает
в валлийских преданиях и «рабский» Дивед.
Пятеричность мира верховных Богов у кельтов и индийцев соответствовала
пятеричности мира людей, общества, системе каст из трех основных (жрец, воин,
общинник) и «обрамляющих» их верховного правителя и массы несвободных-рабов.
Означает ли это, что и в древней Руси киевское Пятибожие отражало ту же систему
из пяти каст?
Глава 4 Касты в Древней Руси
«Роды»-касты в Древней Руси.
Священный царь. Волхвы.
Витязи. Хозяева.
Челядь.
|
|