|
вспоминается название русской сказки «Буря-богатырь Коровий сын»), Доброго
Дарителя Богатств и Матери - существует с тех незапамятных времен, когда
далекие предки индоариев, славяноруссов и кельтских племен были единым народом.
Благо, и у кельтов, и у индоариев сохранились предания о далекой северной (у
кельтов - северо-восточной, у индов - северо-западной) прародине.
Но ведь невозможно, чтобы в течение тысячелетий эта не самая простая
структура сохранялась в разных странах с разной природой, разными соседями без
существенной причины? Да, читатель, невозможно. Причина была, и очень веская.
Настолько веская, что в этой главе я не стану рассматривать еще и ее, эту
причину, объединявшую Индию, Ирландию и Русь, а посвящу этой причине следующую
главу.
Глава 3 Пять каст, пять сторон света
«Артхашастра». Тело Пуруши и сыновья Ману.
Пятины Ирландии и ее «завоевания». Палата в Таре.
Пять частей Уэльса. Касты и Пятибожие
Шива-Жизнодавец, Повелитель Сил,
Сидя у порога дома, живность сотворил,
И большим, и малым корм и карму дал,
И князьям, и нищим - всем, кого создал
Редьярд Киплинг
Снова начнем с далекой Индии. За тысячелетия существования в особом мирке,
огороженном от ледяных ветров истории - всесокрушающих переселений-нашествий,
перемешивающих все и вся, - цепью высочайших в мире гор, индоарии успели отлить
в чеканные строки трактатов то, что у оставшихся на севере сородичей было
рассеяно в десятках и сотнях обычаев, обрядов, примет, преданий, легенд,
пословиц, поговорок - да просто слов, внезапно открывающих осколочек ушедшего,
забытого мира, каплю, отразившую в себе древний океан. Тут можно хотя бы
вспомнить такое обыденное насквозь слово, как «пуговица» - уж чего привычней,
но если вдуматься в смысл - «пуговица» ведь от «пугать». Не зря у Ильи Муромца
и Дюка Степановича, героев русских былин, пуговицы, распугивая врагов, шипели
змеями ползучими, рычали зверями рыскучими. А зачем пугать, и кого, и почему
именно здесь, у ворота, уместно пугало-пуговица - это уж целый рассказ о том,
какой виделась жизнь нашим далеким предкам, каким был их мир. О кишащих вокруг
славянина опасных духах-навьях и о том, как предок старался защитить от них
жизнь, здоровье и душу себя и своих близких, подробно рассказывают поверья и
заговоры, описанные Б.А. Рыбаковым в его книге «Язычество Древней Руси». А вот
в Индии описание подобных существ и способов обороны от них можно не собирать с
миру по нитке - а просто взять и прочесть трактат «Гаруда-пу-рана».
Или, скажем, поверья о том, как строить дом, куда должны - а куда ни в
коем случае не должны смотреть дверь или устье печи. В Индии вот сохранились
обширные книги, в которых, помимо прочего, сообщается, как правильно строить -
нет, не дома, а целые города.
В частности, говорится об этом в трактате с мудреным названием «Каутилья
Артхашастра». По преданию, сей труд создал для императора Чандрагупты из
династии Маурьев советник Каутилья в IV веке до н.х.л. Посвящен он был в
основном проблемам управления страной, но затрагивались и иные, находящиеся в
ведомстве правителя, вопросы. И вот что там сказано о том, как должен выглядеть
«правильный» индуистский город: в центре крепости находится храм - обиталище
Богов, и «дом почитаемой жидкости» (пиршественная палата). Там же находится
жилище царя. В северной части города живет жречество - брахманы. Далее по
часовой стрелке расселились остальные касты - на востоке проживают
воины-кшатрии, на юге - земледельцы, скотоводы, торговцы - вайшью, одним
индийским словом. А на западе, там, где садится солнце, живут слуги и рабы -
шудры. Напомню, что мы говорили о пяти сторонах света в традиционном
мировоззрении в связи с каменной вымосткой на Старокиевской горе.
Здесь надо сказать несколько слов о том, что такое касты. Этим словом -
вообще-то португальским по происхождению, ведь именно португальцы Васко де Гамы
были первыми с античных времен европейцами, посетившими Матерь Цивилизаций,
сказочную Индию - переводят санскритское слово «джати». Люди из какой-либо
касты-«джати» не женятся на женщинах из другой касты и не выдают замуж своих
дочерей за людей другой касты.[19] Это качество называется по-научному
эндогамией - законом брака, замкнутого в узком кругу - так, скажем, в обществах,
живущих родопле-менным строем, племя эндогамно, а род - нет. И жениться на
девушке другого племени в таких обществах считается столь же безнравственным,
как жениться на сестре. В этом каста похожа на племя - но в племени люди
занимаются кто чем, есть и горшечники, и коноводы, и воины, и может быть так,
что тот, кто утром ловил рыбу, вечером штопает одежду из шкур, а на следующий
день сражается с нарушившими границы племени чужаками. Главным же и наиболее
бросающимся в глаза отличием кастового общества было как раз разделение труда
между кастами - одни воюют, другие, скажем, сеют просо, третьи - торгуют в
лавке, четвертые - молятся Богам. В конце Средних веков и в Новое время дошло
до каст, скажем, торговцев браслетами - бусами, очевидно, торговали совсем
другие люди. Но такая дробность, по мнению большинства ученых, явление
достаточно позднее. Изначально каст было все-таки всего лишь четыре - в науке
|
|