|
Итого: в трех пятерках Богов главные места занимают Громовержцы,
воплощающие собою небо (киевский Перун, индийский Индра, галльский
«Юпитер»-Тара-нис), затем следуют солнечные Божества (Хоре Даждь-бог, Сурья,
«Аполлон»). Очень похожи наш Стрибог-и индуистский Рудра - оба связаны со
стрелами и бурей. Про галльского «Марса» мы знаем гораздо меньше (собственно,
только о Его воинственности), но в компанию он, пожалуй, вписывается. Женские
Божества - по одному в каждой Пятерке (Макошь, Деви, «Минерва»Бригитта). Зато
гораздо труднее сравнивать Сема-рьгла, про которого мы, по сути, совершенно
ничего не знаем, кроме имени, с «Меркурием» галлов, о котором тоже не очень
много известно, и Ганешей, про которого известно-то много, да вот только он
явно чересчур изменился с тех пор, как ведические арии, предки индийцев,
вторглись с севера в Индостан. Вряд ли по нашу сторону Гималаев маленький Бог
тоже носил на пухлых детских плечах слоновью голову. Хотя… кто знает - на
рисунках еще каменного века в знаменитой Каповой пещере, что на Южном Урале,
изображено существо с толстым туловищем, тонкими ручками и ножками и головою
мамонта. Неведомый персонаж явно главенствует над прочими изображениями пещеры,
и как знать - может быть, уральский камень хранит самое древнее из изображений
добродушного индийского Божества? Впрочем, славянам он, судя по всему, являлся
все же под каким-то другим обликом.
Если же отвлечься от внешности и сосредоточиться на занятиях Богов, на их
власти и дарах, то сходство между Ганешей и галльским «Меркурием» будет
поразительное. Галльский Бог
«Меркурий»-Езус - «добрый», а Ганеша единственный в сонме индийских Богов
и Богинь не имеет гневных и ужасных воплощений. Ганеша покровительствует
спутникам, хранит границы и посылает материальное благополучие. Последнее
качество (в сочетании с исключительной добротой) в наше меркантильное время
делает маленького Бога одним из самых популярных индуистских Божеств как в
самой Индии, так и за ее пределами. Я уже говорил, читатель, что на изображения
слоноголового Бога можно наткнуться в едва ли не любой «эзотерической» лавке
России, в самой же Индии, по отзывам путешественников, Его изображения и
символы (в том числе, как ни странно, свастика) буквально повсюду. Кстати -
вспомните оценку Цезарем галльского «Меркурия» как самого почитаемого Божества
галльского пантеона.
Так что соответствие трех Пятибожий у народов, давнымдавно раскиданных
ветрами и бурями истории по простору Евразийского материка, едва ли не полное.
В современной (а на самом деле - чуть не вечной, во всяком случае, одних лет с
самой российской интеллигенцией) моде на поиски «заимствований» во всяком
сходстве русского с нерусским нам с вами, читатель, пришлось бы сейчас ломать
головы над неразрешимой задачей - кто и от кого заимствовал Пятибожие?
Большинство современных исследователей мгновенно заявят, что славяне-то,
«естественно», идею Пятибожия позаимствовали (правильно, где уж нам, сиволапым
обитателям «этой страны»). А вот дальше и их мыслискакуны поневоле должны будут
попридержать бег, а то и вовсе остановиться - ибо очень и очень сложно
представить себе проповедников из Индии, босиком, в оранжевых накидках на голое
тело, бредущих через славянские земли в далекую Галлию. Или друидов, которые,
покинув свои священные круги каменных глыб и заповедные дубравы, отправятся за
тридевять земель в жаркую Индию.
Впрочем, этим людям не впервой, они и не такое представляли и даже
записывали в учебниках. Чего стоит пресловутый «путь из варяг в греки», с
легкостью необыкновенной проложенный нашими историками через поросшие
непроходимыми лесами водоразделы Восточной Европы, где нет и никогда не могло
быть никаких «волоков». По карте-то отчего не проложить - бумага, как известно,
терпит. Или норманнская теория - по которой мифическая шведская русь, не
отразившаяся ни в одном источнике, с ходу углубилась невесть зачем в леса и
дебри Восточной Европы (при том, что в Западной скандинавы отдалялись от устья
впадавшей в море реки только по направлению к добыче масштабов Лондона или
Парижа), браво преодолела на веслах ее холмы и болота, ельники и дубравы,
завоевала в рекордные сроки земли, вдвое-втрое превосходившие Скандинавию со
всеми ее выселками - Нормандиями, Исландиями, Гренландиями - и в не менее
рекордный срок позабыла и о завоевании, и о собственном происхождении, в
считаные поколения переняв язык, веру, обычаи данников, ровным счетом ничего не
сохранив из праотеческих. Что уж там перед этим нагромождением чудес (повторяю,
«украшающим» собою учебники) странствие босого брахмана в землю неведомых
никому в Индии кельтов?!
Я искренне люблю фантастику, читатель, и мне доводилось даже, признаюсь,
ее писать. А как историку мне доводилось читать немало сочинений коллег. Так
вот, как человек, немного понимающий и в том, и в другом, свидетельствую - все
жалкие потуги наших фантастов блеснуть воображением меркнут перед тем, что
зачитывает иной раз скучный серенький лектор полудремлющим над конспектами
студентам исторических факультетов.
Но я-то не настолько богат фантазией, увы. То есть если бы речь шла о
сходстве только с индийским образцом, или только с кельтским, я бы еще нашел в
себе силы принять очередную теорию заимствования хотя бы к рассмотрению. В
конце концов долгое и не бесследное соседство славян с кельтами на Западе и
индоиранскими племенами, господствовавшими в степи до явления гуннов в IV веке
христианского летоисчисления, - это действительно факт. Но вот представить себе
заимствование ТАКИХ масштабов - извините. Мое недостаточно развитое воображение
- и уважение к вашему здравому смыслу, читатель - не позволяют мне сделать этот
смелый шаг. И поэтому предлагаю вам несколько более простое объяснение - а
именно: почитание Пяти Богов - Громовержца, Солнечного, ВоителяБури (сразу
|
|