|
Илья расправляется с ублюдком, разрывая его пополам, наступив на одну ногу и
ухватив за другую. Больше ни один богатырь, ни в одной былине, ни с одним
врагом не расправляется этим способом - но в несказочной народной прозе так
уничтожают плод противоестественного сожительства человека с нечеловеческим
существом - русалкой, лешачихой и так далее. Так что как смотрела Языческая
Русь на плод союза руса и степнячки, представить можно легко. И Владимир не
замедлил дать этому взгляду полное подтверждение - он убил брата, великого
князя Ярополка - не стал косвенной причиною его гибели, как сам киевский князь
Ярополк стал причиной смерти третьего Святославича, Олега, но продуманно и
расчетливо заманил в смертельную ловушку. Опять-таки, братоубийству в морали
язычников-северян не было оправдания - в «Старшей Эдде» соседей и родичей
славян, скандинавов, фраза «братья начнут биться друг с другом» стоит в ряду
ужасных примет конца времен, преддверия гибели мира. В русской былине богатырь
Данила Ловчанин, поставленный злою волей князя перед выбором - стать
братоубийцей самому или обречь на эту участь братьев, по приказу князя
выступивших против него, с восклицанием «да и где же это видано, где это
слыхано - брат на брата боем идет!», бросается на свое копье. Заметьте, и
скандинавских сказителей, и наших былинников ужасает даже еще не братоубийство,
просто ситуация, в котором оно может стать возможным: «начнут биться», «с боем
идет». Что уж тогда говорить о самом действии!
А теперь поставьте себя на место Владимира - представьте, как должны были
относиться к нему его подданные. И вспомните, что одной из причин, по которой
киевляне все же поддержали его против Ярополка, была терпимость последнего к
христианам. То есть как раз склонность заниматься экспериментами в области
религии. Стали бы вы в такой обстановке заниматься «реформами»? Если да - то
единственное сравнение в ваш адрес, напрашивающееся у меня, - человек,
пускающий петарды в пороховом погребе. Как говаривал незабвенный Козьма Прутков,
«курящий над камуфлетом (так в старой русской армии называли пороховой ящик. -
Л.П.), рискует быть отпетым». Идиотизм - еще не самое резкое определение
подобного поведения - а о сыне хазарки Малки можно сказать много теплого, но
дураком он все же не был. В его положении было самым разумным как раз лезть из
кожи вон, демонстрируя свою приверженность «древлему благочестию», «обычаю отню
и дедню».
Косвенное подтверждение этому взгляду - наличие в Киеве другого, более
древнего капища, со следами почитания пяти Богов. Оно было найдено еще в 1908
году археологом В.В. Хвойко в старейшей части Старокиевской горы, датируемой
VI-VIII веками. Это был выложенный из камней, скрепленных глиняным раствором,
овал (4,2x3,5 метров) с прямоугольными выступами (70-80 см в длину), точно
нацеленными по сторонам света. С северо-запада к овалу примыкало скопление
пережженной глины вперемешь с остатками костей животных - следы
жертвоприношений, как и в капище 980 года. И сам Хвойко, и другие археологи,
съехавшиеся на XIV археологический конгресс, единодушно признали находку
остатками Языческого святилища. К.В. Бол-суновский связывал это капище с
культом Святовита - четырехликого Бога Богов поморских и полабских славян.
Впрочем, не только их - в его святилище в Арко-не на острове Рюген приезжали за
предсказаниями еще в XI веке пилигримы из давным-давно крещеной Чехии, а
четырехликие идолы найдены, помимо балтийского «Поморья Варяжского», в Западной
Украине (Збруч, Иванковцы), Болгарии (Преслав), Белоруссии (село Тесновка на
берегах реки Сож), Старой Рязани. Очень похож на такого кумира странный предмет,
называемый археологами «Богородичный столп», найденный в руинах Боголюбова -
резиденции князя Андрея Боголюб-ского. Это одинокая каменная колонна с
капителью-верхушкой о четырех гранях, на каждой из которых вырезано по безусому
и безбородому лицу. Не ошиблись ли археологи? Подобных изображений богородицы
не знает ни православный Восток, ни католический Запад. Зато для славянского
Языческого кумира это вполне обыденный вид. А резиденция «Боголюбивого» князя
вполне могла быть построена на руинах сокрушенного святилища русских Богов. Так,
Александр Ярославич, внучатый племянник Андрея Боголюбского, поставил полвека
спустя свою усадьбу на священной горе Ярилы над Александровым озером. Надо
сказать, что хотя, в отличие от отлученного и проклятого православной церковью
Мазепы, эти царственные осквернители русских святынь были провозглашены по
смерти святыми, все же их земная судьба была не завиднее, чем у злополучного
гетмана. Андрей, кстати, судя по восстановленному по черепу обличью, пошедший
обликом в мать-половчанку и даже носивший, кроме христианского, половецкое имя
Катай, был зверски убит в результате заговора его ближайших приближенных и
сородичей, Боголюбово было безжалостно разграблено. Что до Александра, то он,
кроме малозаметной для современников победы над шайкой шведских пиратов на Неве
и разгромом - совместно с братом Андреем - рыцарей-тевтонцев на Чудском озере,
отличился и иными делами. Когда его родные братья, Андрей и Ярослав, подняли
восстание против захватчиков-ордынцев, великий князь… донес на них хану - и
встал во главе карательных орд рядом с ордынским царевичем Неврюем. В ходе
карательной акции были уничтожены и никогда не возродились родной город матери
братьев-Ярославичей Рязань (ее имя сейчас носит бывший Переяславль Рязанский, а
на месте прежней столицы княжества дожди и сейчас вымывают из земли изрубленные
людские кости) и город Кле-щин - это не считая тех городов, по которым «просто»
прошли, грабя и убивая, конные армады кочевников. Были захвачены и убиты
молодая жена Ярослава и его малолетние дети - надо полагать, с ведома будущего
святого, побратима командовавшего карателями царевича. Затем Александр заставил
вольный Господин Великий Новгород поклониться хану, а противников подчинения
орде казнил и калечил, выкалывая глаза, отрубая руки, сражавшиеся за него на
Неве и Чудском озере. В конце концов осквернитель праотеческой святыни,
|
|