|
alani.
Неизлишним будет прибавить здесь, что для возведения к прототипу своему
некоторых племенных имен славянских, до сих пор еще не разгаданных, необходимо,
кажется, справляться в областных словарях Русских. У Славян есть обыкновение
называть одних лапотниками, других махланами или зипунниками, третьих
аланниками.
Но приведём здесь несколько таких названий и поставим их в параллель с
племенными названиями славян в историях греческих и римских.
Алань - низменное место, удобное для пастбища и покоса, производное от
того слово:
Аланники-Алане (занимающиеся скотоводством) Alani.
Зипунники -Zipani, Sipani.
Какатцы (от какаты - башмаши из бересты) Zaccati.
Кисыне (от кисы - оленьи сапоги) Kissini.
Курпинники (от курпин - лапти из охлопьев) - Carpiani.
Курпы (носящие башмаки с пряжками) Carpi.
Лунтайники (носящие сапоги из оленьей шкуры) Lantani.
Малахайники - Malachita.
Махланники (носящие зимние шапки с ушами) Melanchlani.
Нярыняне (от няры - валеные сапоги) Neuri, Nerinani.
Раншина (мореходное судно) Rani.
Сколоты (хлопотуны) Scoloti (так названы у Геродота Скифы).
Струсни (носящие башмаки с ушками) Sturni, Strusi.
Харпайники (носящие сырые кафтаны) Carpagi.
Чепани (носящие казакины) Cepini.
Шабэра (носящие балахоны из толстого холста) Sabiri.
Кажется, что из упомянутых одежд и обуви каждая принадлежит у нас в
России особой местности. Может быть, кто-нибудь займется подробным
исследованием этого предмета и, определив местность племен Греками и Римлянами
упоминаемых, найдет, что она совпадает с местностью приведенных здесь русских
названий, и тем обратит нашу догадку в факты исторические.
Заметим при этом, что главная ошибка большей части изыскателей местностей
славянских состояла в том, что они концентрировали все свои разыскания
преимущественно около Дуная, тогда как нужно обращать внимание и на дальний
север, ибо между Финским заливом и Белым морем также сидели и Унны, и Руссы, и
Алане, чему подробнейшие доказательства мы приведем впоследствии.
СЛАВЯНЕ
Откуда производят Славяне это нарицательное имя своё - от «слова» или от
«славы»?
Стыдно вспомнить, что некоторые из наших отечественных историков
колеблются в произведении этого имени от славы, выставляя как-то нерешительно и
слово, и славу корнем ему. Имена лиц, городов, рек и других урочищ, даже улицы
носят на себе отпечаток того, что слава и честь были постоянной стихией
характера Руссов и их соплеменников. Мы даже находим во многих древнейших
песнях слова: «ищучи себе чти (или чести), а Князю славе». Самое море
хвалисское получило свое название от похвальбы.
Греки и Римляне называли хотя Славян вначале и различно, а именно:
Stavani, Stiavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, но буква «а»,
господствующая во всех этих видах, кроме слова Suoveni, ведёт к тому же
заключению, что корнем этому прозванию служила слава, а не слово. Dubravius то
же доказывал, говоря: ub ipsa praeterea gloria, quae apud illos Slava
appellatur, Slowutnii dicti.
Производящие название Славян от слова должны бы были обратить внимание на
то, что Славяне и Словене суть имена нарицательные. Но первое может
принадлежать одному, двум, трем или более племенам; однако же нет необходимости,
по словопроизводству, чтобы оно принадлежало всем племенам без исключения.
Название же Словене должно быть общим, между тем как по истории оно есть
действительно частное, присвоенное себе славными.
Название Славян существует с давних времен. Главное племя Мизии и
Македонии состояло из Славян. Страна их называлась Славиниею. Самыми же первыми
поселенцами этой страны были Пеласги, которые по несомненным доводам г.
Черткова, в исследовании Пеласго-Фракийских племен, оказались также Славянами.
Дальнейшим подтверждением того, что Македонцы действительно были Славяне,
пусть послужит следующее: по падении Македонского царства часть Македонцев,
около 320 года до Р. X., переселилась к Балтийскому морю и основала свои новые
жилища под названием Бодричей, сохранивших до самого падения своего герб
Александра Македонского, изображающий буцефала и грифа. А вскоре после того
одна часть их снова переселилась на Ильмень и Ловать.
Македонцы имели, кажется, достаточный повод назваться славными.
Но чтобы убедиться фактически в том, что Славяне произвели это название
от славы, рассмотрим несколько собственных имен славянских, принадлежащих лицам,
городам и разным урочищам, в составление которых вошла слава как общее
основание, около которого вертятся все действия народа; например: Бретислав,
Болеслав, Бури-слав, Богу-слав, Влади-слав, Все-слав, Венце-слав, Вече-слав,
Врати-слав, Греми-слав, Добро-слав (это был Стефан, Князь Сербский,
Византийцами названный Буе-славом), Любо-слав, Мстислав, Мече-слав, Миро-слав,
Прими-слав, Рости-слав, Свято-слав, Сули-слав, Собе-слав, Суди-слав,
Славо-мысль, Славо-мир, Уни-слав, Яро-слав, Пре-слава, Перея-славль, За-славль,
Бри-славль, Яро-славль, Рос-славль (на Лабе, ныне Росслау). Сла-венск,
|
|