|
перешло к полудиким в то время Германцам и слово Ritter (от Ретарь), когда они
помогали Славянам громить западную Римскую империю? - Так же точно в
Скандинавии, названной Геродотом древней Скифией, следовательно славянскою
землею, были Геты-Унны, которых немецкие хронисты переделали в Gettunni,
Gettini, Gothunni, Gothini и Gothi, а скандинавы в lot unni;
Иорнанд же, принадлежавший сам к мнимому готскому народу, называет
соплеменников своих Гетами в сочинении своём: «de rebus Geticis»; но как он сам
объявляет, что он происходит от Алан, следовательно, он сделался гетом, вступив
только в касту их; ибо не мог же он происходить от Гетов и Алан вместе. Так же
точно и Геты при-дунайские носили племенное имя Даков. - Туберони ясно говорит:
Atque indo conjicio Slavenos et Gothos eandem esse nationem (что относится до
Славян и Готфов, то они составляют один народ). Фома, архидиакон, говорит о
Далматах так: Gothi pluribus dicebantur, et nihilimisis Sclavi suntsecundam
proprietatem nominis (т.е. хотя многие зовут их Готфами, однако же их
собственное имя Славяне). По этому обыкновению называть Славян Готфами и
Салонский собор (1060 г.) назвал азбуку Кирилла Готфскою (litterae Gothicae).
Геты составляли всегда пограничное или сторожевое славянское население,
вроде нашего казачества, или военной сторожевой линии; в этом мы ещё более
убеждаемся особенною их против других племен воинственностью. Надобно полагать,
что и самоё казачество есть остаток Гетов, ибо оно сохранило и должностное
звание для своего начальника «гетман», произведённое от Гета и в песнях своих
слово «геть» или «гейть», соответствующее нашему гей-ты или смотри-ты и
означающее сторожкость, входящую в их непременную обязанность. Так, мы видим,
например, из малороссийской песни, что казак, поджегший дворы ляхов, говорит
своему хлопцу:
Солнышко уже, геть, припекае,
Геть! покатыть дым и поломья!
Здесь в обоих случаях слово геть означает смотри, Хотя наши новейшие
историки и утверждают, что будто казачество существует только с XV века, но мы
докажем в подробном обзоре этого предмета в следующих выпусках, что это
название существовало у Славян многими веками ранее и проявлялось в средние
времена под различными наименованиями и в том числе под именем Украинцев (т.е.
сидящих у края государства), перелаженным немецкими аналиста-ми в Укранов
(Ukraner), Крайнев (Krainer), и Крайнцов (Krainzer), a греческими в Генидов.
Сюда же должно отнести и прозвание земледельческих Славян Ружанами (Rugi)
или ружниками; значение этого наименования сохранилось у нас в слове руга,
означающем условную выдачу зерновым хлебом; а равно и названия, производные от
него: Rugiani, т.е. Руги-Унны (Urugi), слитое с племенным названием, Унны, в
Уруги-Унны (Urugiunni), перелаженное хронистами в Urugunni, Urugundi,
Urugundini, Urugundioni и, наконец, как мы говорили выше, в Burgundioni и
Burgundi. Агафий и некоторые другие писатели называют Волжских славян или
Болгар Burgundi и Burgundioni; но Ники-фор и Константин Багрянородный называют
их Гунно-Гундурами. Волохами прозвали ихДалматы, на наречии которых Волох
означает кочующего или пастуха. Хотя Нестор и указывает Волохов на том месте,
где сидели Бургунды, но нет еще достаточных данных для свода этих двух названий
к одному знаменателю, несмотря на имеющиеся сведения о том, что Бургунды были
Гунно-Славяне, Булгары же Гунно-Волгари и также Славяне, ибо Греки вообще
называют Уннов Болгарами Феофан и Кедрин называют их Славянами, говоря: Беда,
Иорнанд и Виктор Тунунский (560) называют Болгарами тот народ, который слыл у
других писателей под именем Гуннов. Остается поэтому только доказать
сближениями, что Гундури и Ургунди, впоследствии Burgundi, означают одно и то
же племя. Переселение части Бургундов с Немецкого моря к Дунаю могло
совершиться во время царствования Атиллы, который и сам исшёл из той же страны
и увлек с собой все славянские племена. Если эти догадки о Болгарах
подтвердятся ещё другими, более близкими доводами, то откроется весьма важный
факт для славянской истории.
Что Руги-Унны (Rugi, Rugiani), жившие на острове, называемом ныне Rugen
(Рюген), были славяне, явствует и из того, что главное божество их называлось
Святовидом, а князья их носили славянские имена, как, например, Теслава
(Teslawa 1260), Яромира (Eromar, larmor, в 1268), Стойслава (Stoislaw, в 1274),
Вышеслава (Wisislaw, в 1315) и проч. Руги или Ружане в Венгрии принадлежат
также к славянскому племени и сохранили родовой славянский язык свой. Место
исхода Бургундов, сопредельных впоследствии Франкам, есть остров Борнгольм,
называвшийся в то время Burgundaholm (холм Бургундов). Здесь не излишним будет
заметить, что у древних Славян острова назывались морскими холмами. Бургунды
вышли из этого острова под предводительством своего князя Гонтогара. Это имя
(Гонто-гар) должно быть эпитетное, означающее истребительные действия огнём в
неприятельской стране; ибо гонтом называется и теперь в некоторых странах
России верх крыши. Подобное эпитетное название мы встречаем у придунайских
Славян, которые прозвали князя своего Громихаты (Громи-хаты) в свидетельство
того, что он нападал преимущественно не на войска, выставленные в поле, а на
жилища врагов своих:
Но об этом объяснимся в своём месте подробнее, а теперь скажем только,
что народ под именем Руссов и касты его Гетов, Ружан и Алан мы найдем там же, в
Азии, рассеянными около Индукуша, в стране, носившей название Гедросии, или
правильнее сказать Гето-России, что составляет нынешний Белуджистан; там мы,
вероятно, узнаем, как из Арахозов (Ари-хази) сделались Хазары или Хазари, как и
от чего образовалось название Уннов и проч. Упомянем здесь бегло, что Хазар
есть нарицательное имя, а не собственное и означает еретика. Христианские
Славяне заменили это название словом «погани»; у германцев же оно сохранилось в
|
|