|
было никаких сношений, и кроме того, встречены ими различные внешние
обстоятельства, влиявшие на изгибы слов и самых выражений.
Далее Зердест говорит о высочайшей степени разврата Бактрий-цев, о их
содомских и других грехах, о их недвижности, или застое, и, о введении у них
раскола, похожего на нашу хлыстовщину. Этот культ как раскол браминства
называется у Индусов буддизмом; в главном существе своем он общий Парсам,
Индусам и европейским Славянам и состоит в свальном грехе. Зердест пишет о нём
довольно подробно; Нестор упоминает о существовании его между Древлян,
Родимичей, Вятичей и Северян. В новейшие времена он снова и неоднократно
возникал в России; преподобный Тихон Задонский проклинал какого-то Ярило,
введшего в его время этот раскол с обрядом буддистов.
За всем тем парсский мудрец даёт поучения в нравственности, в любви к
ближнему, в приёмах к медицинскому пособию и, наконец, высчитав, сколько до
него произведено было выселков в разные времена и страны, советует снова
сделать выселок к берегам Балтийского поморья, в седьмой климат, причём,
описывая этот климат, предостерегает, что там холодные зимы и бывает много
снега, вода и земля в это время замерзают; что по этой причине нужно строить не
только дома для жилья, но и зимние помещения для животных и заготовлять для них
сено. При этом Зердест определяет, какие лица в нравственном и физическом и
отношении должны быть избраны для этой колонии, каких следует им взять с собой
животных, и советует, чтобы избранные животные были благородной крови; он не
забыл даже и о необходимых в той стране растениях.
Объясняя всё выше сказанное, он, между прочим, ясно определяет, что не
все Бактрийцы были земледельцами, но что между них были и занимающиеся
скотоводством, кочующие племена, которых, как мы доводим, в древние времена
называли Аланами, а в средние, вероятно, по-Аланами, а потом уже Полянами. По
нашему мнению, слово «поляне» произошло не от полей, как предполагают некоторые
летописцы и как говорят за ними наши историки, и потому это название не есть
собственное имя народа, ибо и Нестор говорит: Поляне Ляхове сидят по Висле, а
Поляне Руссове - по Днестру;
а из этого ясно, что слово «поляне» есть нарицательное имя и состоит,
подобно слову «по-Руси» из двух слов «по-алани», т.е. сидящие по пастбищам, или
пастухи; да и самоё слово «алань» сохранилось у нас и по сие время в некоторых
великорусских областных наречиях и означает пастбище [81]; притом и алаунская
возвышенность, столь богатая пастбищами, прозывалась прежде аланской;
это мы видим из всех почти древних историков, говорящих, что из Аланских
гор (Alani monies) вытекают реки Дон, Днепр, Волга и Двина; следовательно,
Аланские горы и Алаунские составляют синонимы. Из истории мы видим, что подле
каждого отдельного Славянского племени сидели и Алане, и напрасно полагали
некоторые исследователи, что это все одни и те же Алане, постоянно
передвигавшиеся с места на место. Алан, Ружан и Гетов хотя мы и находим в
разных местностях Европы, но замечательно при этом обстоятельство, что в каждой
такой местности мы встречаем непременно все эти три касты одну подле другой.
Предположив же, что Киевляне были Поляне в том смысле слова, как мы его
теперь принимаем, нам делается ясно, отчего такое многочисленное племя
подчинилось сперва малому числу Хазар и платило им дань, а потом Оскольду и
Диру, не могшим привести с собой большой дружины. Пастухам ли сопротивляться
даже и самой незначительной, но образованной в воинских делах силе?
Итак, явствует, что каждое славянское племя имело и своих Готов, или
Гефов, именем которых обозначались воины. - А так как Геты, Алане и Руги в
принимаемом нами смысле слова суть имена нарицательные, то мы и встречаем их в
истории слитыми с племенными именами, как, например, Алани-Рси (Alanorsi) или
Руссы-Ала-не (Roxolani), Венды-Алане (Wendi-Alani, перелаженные впоследствии в
Wandalini и наконец в Wandali). А что мнимые Wandali племени славянского нас
убеждает ещё и Адам Брем, говоря, что Склавония (т.е. славянская земля)
обитаема Винулями, которых прежде называли Вандалами. Он же говорит, что если
включить в нее Боге-мию и за Одрою живущих Полян (Поляков), которые не
отличаются от Винулей ни наружным видом, ни языком, то вся эта Склавония будет
в десять раз более Саксонии. Из этого же явствует несомненно, что Вандалы были
Славяне, и что настоящее их прозвище Вен-ды-Алане. Да и в Вессебрунской
летописи они описаны вместе с Венедами как с родичами их в одной статье под
заглавием «Windi et Windili».
Так точно мы читаем у древнейших греческих писателей, что
в верхней Италии сидели Геты-Руссы , которых позднейшие историки
переделали сперва в Гетрусков, а потом в Этрусков. Стефан Византийский говорит
в своем географическом
словаре: , т.е. Геты (Славяне) племя этрусское. Ливии, родившийся в Падуе,
между Славян, говорит: горные Славяне (т.е. Геты) ничего не удержали из
прежнего этрусского величия, кроме языка своего. Кроме этих писателей
подтверждают славянство Этрусков Плиний, Юстин, Диодор Сицилийский, Стра-бон и
многие другие, а Феофилакт Византийский называет Славян древними Гетами.
Arsietae Птолемая также никто другой, как Рсы-Геты или Руссы-Геты. Так
Геты-Поднестряне названы у историков Тирагетами оттого, что Днестр назывался
Гирасом; так точно Геты-Пеняне, сидевшие на реке Пене, впадающей в Балтийское
море, названы в хрониках Пиенгетами и потом Пиенгитами; племенные их названия в
обоих случаях опущены, а показаны одни только географические, подобно тому как
у нас говорят о казаках, называя их по местностям донскими, черноморскими,
запорожскими и пр. Впрочем, Маркиан указывает нам ясно, какое славянское племя
называлось Пиенгетами; он говорит о племени Лютичей, известных в истории под
названием Ретарей, добавляя, что их называли и Гетами на Пене. Не отсюда ли
|
|