|
татарских улан, или оно коренное русское, то неизвестно; но подобный тому
пример есть у нас перед глазами, где коренное славянское слово «о-зор» приняло
у нас иностранный тип под именем гусара. Но это нужно объяснить несколько
подробнее. Озоры принадлежали у Славян к легкому войску; их обязанностью было
отправляться по назначению начальства малыми отрядами или одиночно в
неприятельский стан для осмотра его расположения, силы, засад, засек и т.п.
Озоры составляли легкую конницу, дабы в случае встречи на пути своем неприятеля
скорее могли удалиться. Хотя некоторые историки и утверждают, что вся Европа
заимствовала название гусара у Венгров, но мы утверждаем, что мнение неверно,
во-первых, потому, что европейские Славяне имели своих озоров ещё до прихода
Венгров; во-вторых, что в венгерском языке слово гусар не имеет никакого корня
и, следовательно, никакого значения; а в-третьих, что Венгерцы могли
заимствовать это слово у Славян потому более, что они и в Европу приведены
Славянами как племя, покорённое последними, что означается и из названия этих
Угров чёрными. Когда же Славяне оставили берега Волги, уведя с собой и
покоренных Угров, то их места заняли Болгаре; но свободные Угры вытеснили
Болгар и, войдя в союз с Ираклием против Хозроя, что было в начале 7-го века,
воевали оттуда с Персами и названы были от Славян белыми, т.е. свободными; ибо
никто же другой из народов не мог дать им этого славянского прозвания.
Здесь, кстати, рассмотрим значение у Славян слов: чёрный, белый и красный
или червонный в иносказательном смысле. Словом «чёрный» означалась у всех
славянских племен невзгода, подчиненность, рабство, неприязнь, стеснение,
относившиеся как к религиозным, политическим и гражданским понятиям, так и ко
всем естественным явлениям, и потому это слово противополагалось словам «белый»
или «красный», означавшим под словом «белый» свободу, полсловом «красный»
благоприятство, как, например, черно-бог (злой, карательный), белбог (добрый,
благосклонный); чёрный князь (платящий кому-либо дань или под невзгодой
находящийся;
например, Георг чёрный; Белый Царь (свободный Царь: русские Цари начали
называться белыми со времени победы Донского и свержения ига татарского;
впоследствии времени стали уже употреблять слово «белый» Царь как эпитет
доброго); чёрная смерть (чума), красная смерть (тихая, спокойная);
девки-чернавки (состоящие в чёрной и трудной работе), красные или сенные
девушки (комнатные или собеседницы); Чёрное море (невзгодное, вероятно,
названное так или по бурливости своей или по существовавшим на нем морским
разбоям) и Белое море (приветливое для мореплавания); чёр-носошник (раб) и
белопашец (свободный земледелец). Так белой землей называлась, да и доныне ещё
называется, очищенная от всяких недоимок, пеней, исков и притязаний на неё,
введенная во владение собственника; необеленною же она называлась и называется,
когда она ещё не очищена от исков на ней, и собственник не введён во владение
таковой, а потому должен платить за пользование ею дань или подать.
Так принимали и разные славянские племена, бывшие свободными от чуждого
ига, прозвание «белых», и мы находим в летописях Белорусссов, Белосербов,
Белохорватов, Белых Волгарей [77], или Болгар, Белых Угров, Белых Уннов
(последние сидели близ Люне-бурга под именем Linnones). Название «чёрных»
славянские племена не давали сами себе, но получали это прозвание от соседних
соплеменников своих. Так, покоренные римлянами Руссы у Чёрного моря, покорённые
Хазарами Волгари (Болгары) и Угры названы были «чёрными». В этом же значении
сохранились у Чехов слова: belopewe и camopewe; у нас говорят также: белое и
чёрное депо; красная весна и чёрный год; светлая или красная мысль и черная;
красная Русь или червонная (счастливая); белое духовенство и чёрное
(подверженное многим лишениям). Да, кажется, и самый Чернигов носит на себе
отпечаток покорения его; но об этом мы будем говорить, когда коснемся
подробностей о Хазарах. Не по подобной ли же причине названы были острова на
Чёрном море, близ устья Днепра лежащие, Бепобережьем, ибо ими владели свободные
Руссы, бывшие морскими разбойниками [78].
Но возвратимся к Уграм: подчинённость Венгров или чёрных Угров Славянам
явствует, во-первых, из славянского прозвания их чёрными; во-вторых, из того,
что немецкие аналисты называют военачальников, приведших Угров, именем
Bojebodi; ясно, что в этом слове исковеркано славянское: воеводы. Мы часто
встречаем у немецких писателей такое извращение буквы «в» в букву «б»; приведём
несколько примеров: Konskje Bodi (Конские воды), Abraham (Авраам), Jacob (Яков),
Bethlehem (Вифлием), Ncbucadnezar (Навуходоносор), Ва11а5аг(Валтазар),
Basilius (Василий), Barbara (Варвара), ВаИиг(Володар), Chrobati (Хорваты),
Bulgari (Волгари), и т.п. А если у Угров воеводы были славянские, то они сами
должны были быть подвластными Славянам; ибо победители не изберут побеждённых в
военачальники или предводители (воеводы) себе. В-третьих, и этнографическое
исследование о размещении Венгров со Славянами доказывает, что они занимают
землю в перебивку между собой, а это свидетельствует то же самое; ибо
победители столь дикие, какими были тогда Угры, не оставили бы посреди себя
побеждённых Славян, а согнали бы их на один край. А так как этого не было, то,
соображая вместе с сим и всё выше приведённое, не могло быть и Венгров -
победителей Славян, а были только покоренные Угры, прозванные по этому поводу
чёрными. В последствии времени одна часть этих Угров освободилась из-под ига
своего и составила своё угорское государство; после чего и эти свободные Угры,
как и восточные их братья, названы были белыми; прочие же придунайские Угры
числились под именем чёрных до слития их в одно государство с белыми. Должно
при этом заметить, что и самое название Венгерцев Уграми есть славянское, сами
же они называют себя Мад-жарами. Угри, в единственном числе угарь, означает на
некоторых великороссийских наречиях удальца, смельчака, сорви-голову, или буяна
|
|