|
который, невольно скажешь:
это непонятная путаница. - Тут нужны были не цитаты, а критический разбор
по законам логики. Только на этом пути можно было разложить этот исторический
конгломерат на составные его части.
Кто любит цитаты, тот пусть читает о Скифах и Сарматах сочинение Георги
под заглавием Das europaische Russland. Там он найдет цитаты почти наполовину с
текстом и тот же недоступный хаос, но только с прибавлением ложных, им уже
самим вымышленных поношений Славяно-русского племени и сожалений об иностранцах,
зашедших в эту по его мнению, необитаемую киргизскую степь.
Давно бы пора нам, русским, собрать все иностранные сочинения о России,
написать совокупный обзор их, заклеймить печатью ' отвержения те из них,
которые недостойны по предмету истории, чтения, и тем избавить молодую нашу
генерацию от напрасной траты времени на прочтение пустых, ничтожных и
преисполненных ошибок и лжи сочинений, а вместе с тем указать и на те, которые
могут служить руководством.
Но это не может быть сделано рукой одного человека, тут нужны соединенные
силы. Будем ожидать, что настанет это время к славе и чести правдолюбивой
России.
Итак, вывод наш состоит в том, что особенных народов под названиями
Скифов, Сарматов и Алан не было; что греки называли всеми этими именами Руссов;
что Руссы соплеменны ближе всего Сербам, что, следовательно, Руссы суть Славяне.
Этот же вывод указывает нам, что торговые предметы великого Русского
народа служили грекам вместо племенных имен; но вместе с тем эти имена могут
указать нам впоследствии и предметы торговли русской и промышленность каждой
страны. На этом пути мы можем даже составить статистику древней России.
Конечно, нужно на это много времени, ещё более деятелей и несколько таких
словарей, каким нас подарила С.Петербургская Академия Наук под заглавием «Опыт
областного Великорусского словаря». Полезно бы было будущему изданию его дать
направление историческое, а собирателям слов подобную инструкцию. Исполнение
этого было бы великим и славным делом для истории России. Тогда вся древняя
история Европы, запятнанная местами неведением и невежеством некоторых
псевдоученых, очистилась бы, как зеркало!
АГАФИРСЫ (AGATHYRSI)
По скифской легенде, переданной нам греками, помещенной в статье, Скифы и
Сарматы, Агафирсы или Агатирсы родственны Скифам и Гелонянам, ибо произошли от
трёх родных братьев. Они, по описанию историков, красивый народ, имеющий
золотые рудники.и носящий много золота в тканях. Нравы у них фракийские. Во
времена Геродота у Агафирсов был царь Спаргапит, умертвивший предательски
скифского царя Ариапита.
Мела ставит Агафирсов на север Скифии; Аммиан указывает их в соседстве с
гелонянами, Дионисий Периегет согласен с ним в этом отношении, но называет
Агафирсов холодными, т.е. обращёнными более на север.
По разным историкам, гелоняне (Волыняне) сидели рядом с бу-динами, а по
Геродоту, будины соседили нурянам; это место близ Галиции. Агафирсы же сидели
на реке Chesinus, в европейской Сар-матии.
По тем же историкам Рифейские горы лежат над Агафирсами и занимают
средину между Балтийсим и Азовским морями. Наконец Маркиан говорит, что над
рекой Chesinus Рифейские горы и что из них вытекает означенная река.
По Гекатею (Стефан Византийский, 599 до Р.Х.), веет с Рифейс-ких гор
борей, и вечные снега покрывают их (?). Евдокий и Эсхил явно напутали, сказав -
один - что из них вытекает Истр (Дунай), а другой - что будто Эридан (По) берёт
там своё начало. Но последняя ошибка могла произойти и оттого, что вместо
Rhodanus поставлено Eridanos. - Гиппократ говорит, что Рифейские горы
составляют северную границу Скифии. Мела и Плиний полагают эти горы (Ripaea
juga) на севере, между Азией и Европой. Известно, что Дон считался границей
между Европой и Азией, но как шла линия от Дона на север для продолжения этих
границ того неизвестно; означено только, что она шла к морю. Но если считали её
идущей на Финский залив, то древняя граница Азии должна была проходить подле
самых Алаунских гор.
Чтобы определить верно то место, где сидели Агафирсы, нужно наперёд
определить место Рифейских гор. - Не сбиваясь тем, что некоторые из новейших
историков стараются отыскать эти горы -одни в Альпах, другие в Карпатах, третьи
- у прибалтийских венедов и, наконец, последние в Уральском отроге,
прорезывающем Пермскую губернию; мы пойдём своим путем в этом розыскании.
Мы видим из древних Историков, что Рифейские горы лежат на половине пути
между Балтийским и Азовским морями. С этим местом совпадают как нельзя вернее
Алаунские горы; они лежат даже почти на прямой линии, проведённой между этих
морей.
Мела и Плиний назначают эти горы между Азией и Европой, а потому не могут
они быть ни в Альпах, ни в Карпатах, ни в земле венедов. Не могут они также
находиться и в Уральском отроге, ибо Дон считался границею Европы с Азией, и
пограничная линия шла от Дона к морю. Но какое же это море? Древние
представляли себе, что Финский залив идет дугой к Каспийскому морю,
следовательно, граница Азии должна была идти к Финскому заливу. А в этом случае
Алаунские горы приходятся на границу Европы с Азией, согласно Плинию и других
историкоб. Да и, кроме того, ясно, ибо Дон составлял границу, а он вытекает из
Алаунских гор, следовательно, та часть этих гор, из которой вытекает Дон,
должна быть на самой границе, ибо весь Дон составлял таковую от устья своего до
|
|