|
опальные мнимые Скифы образовали половцев; опальные Руссы образовали
Запорожскую сечь. Очень естественно думать, что греки получили сведение об
своихАра1а от Скифов, а Скифы подразумевали под ними своих опальных. (Вероятно,
что половцы вначале не принимали ещё в своё сообщество татар и потому не могли
составить смесного народа, какой они представляли впоследствии, а были чистые
Скифы.)
Попытаемся теперь разыскать: отчего Скифы могли получить такое название
из Геродота видно, что Скифами греки называли ещё до него народ, признанный
нами за Руссов; следовательно, в то время они ещё менее были знакомы со Скифами
и могли назвать его произвольно, как мы называем по сие время американских
индейцев огненными. Первое замечательное для них, часто повторявшееся у Скифов
слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегдашнее обыкновение
называться не родовым, а видовым именем, почему грекам и трудно было затвердить
все эти названия. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время
обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово «почёт»;
он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он
говорит: почтите меня, что значит уступите; или я вам делаю почёт, т.е. уступаю.
А как мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения,
что древнеобычный привет Русских: «чтите», а по другому великорусскому наречию
«цтите» - дал повод римлянам называть их сцитами, а грекам - Скифами.
Что честь была характеристической чертой славянских племен, явствует и из
народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится
ясным, откуда произошло и название Славян какэпитетного имени Руссов и других
племён. Не царственные ли Скифы назвались прежде всех славными, а воинственные
чтимыми?
На вопрос: куда же девались Скифы? Мы указываем сперва на историю.
История отвечает нам на этот вопрос обычной эпитафией:
Со 150 года до R X. имя Скифов исчезло в истории.
Но каким образом оно исчезло? Истребились ли все Скифы или переселились
куда в Азию? Видно, что этот вопрос кидался и прежде каждому в глаза, а потому
возникли толковники: одни говорили, что Сарматы, переселенные на Дон, истребили
Скифов, а другие, заметив, что это невозможное дело, объявили, что Скифы
выселились.
Рассмотрим оба эти предположения:
1. Скифы истреблены Сарматами. Скифы - это, по'Фукидиду,
многочисленнейшее племя в мире, и при том воинственное, никак не могло быть
уничтожено их же, не более как придонской, колонией; смешно даже и подумать
что-нибудь подобное.
Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы-лими-ганты; допустим
даже, что она могла истребить Скифов придонских, ей соседних; но чтоб она могла
сделать невозможное - истребить всех Скифов на пространстве 1 6000 000
квадратных стадий, или 640 000 квадратных верст, в том мы не только сомневаемся,
но объявляем это мнение ничтожным. Один только недостаток соображения
обнаруживается в этом предположении.
2. Скифы выселились в Азию.
Но народ не может исчезать, как туман, ни двигаться, как шашки. Могли ли
бы два огромных скифских царства двинуться всей своей массой, не оставя следов
за собой, на изглажение которых нужна жизнь целой генерации. При движении такой
массы путь не мог быть тропинкой или ездовой дорогой; для их пути нужно было в
ширину целое царство; а такому громадному действию надлежало бы отозваться у
всех соседних народов. Но ни греки, ни персы, ни арабы ничего не говорят о
таком исполинском движении, которого в сущности и быть не могло.
По какой же причине Скифов вдруг не стало и на их местах очутились одни
Сарматы?
Все это произошло оттого, что народ остался на том же месте, но явился
только под другим именем; новое имя его Сарматы. - Все дело объяснится тем, что
колония Сармато-Скифов была ближайшим скифским поселением к грекам, а греки,
начав по какой-то неведомой причине называть ближайших Скифов Сарматами,
распространили впоследствии это же название и на всех Скифов. Римляне
последовали грекам.
Что Скифов назвали Сарматами явствует и из того, что не могла же
небольшая придонская колония разродиться в такое огромное племя, какое названо
было грекам этим именем. Теория расположения народного весьма известна и народы
не грибы, для которых достаточно одной ночи, чтобы появиться во множестве даже
и там, где их прежде и не бывало.
Но перейдем теперь к Сарматам. - Сарматия занимала ещё большее
пространство, нежели Скифия. Мы видим по истории только одно сарматское племя
-Алан, вышедших частью из пределов обширнейшей Сарматии и образовавших особое
государство - Ала-нию - на пределах Франции (в нынешнем Соммском департаменте),
на реке Сомм (древней Самаре); прочие Сарматы преобразились в Славян. Но здесь
уже гораздо заметнее причина перехода имени Сарматов в разные племенные
славянские названия. Со времени войн римлян с Сарматами и побед первых над
последними постепенно начали выказываться настоящие племенные названия народов,
слывших, только по неведению греков и римлян, под общим именем Сарматов. Таким
образом дошёл черед и до остальных, или самых дальних, т.е. до Руссов, и
последняя печать сарматизма наложена была Халкокондилой на них. Это было тогда,
когда вся прочая Европа давно называла их Руссами.
А как народы не могут, как снег, таять от солнца, то мы должны заключить,
что народа - Сарматов - также не было, как не было Скифов.
Доказав, что одни и те же Славяне назывались обоими этими именами, мы
|
|