|
историки.
Далее, говорит Птолемай, мелкие народы живут в Сарматии следующие: на
Висле, между венедов, гитоны (геты-унны), потом фен-ни, потом булане (в
некоторых списках сулане), между ими фругун-дионы (фряги-унны), далее аварины,
у истоки Вислы; между ими омброны (?), потом анартофракты (?), бургионы
(по-монгольски бур-гундаи), арсиеты (аорсы-геты), сабоки, пенгиты (пеняне по
некоторым толкователям, а по-нашему пинежане) и бяссы - у Кавказа (куда
хватил!). Восточнее этих сидят между венетами галинды (?), судины (судяне) и
славяне (Slavani) до алан; между этими игилионы (на Иг-лаве в Моравии), потом
чустобоки (Costoboki по реке Чустовой или Чусовой), а по Шафарику, костобоки и
траномонтаны (?) до певкин-ских гор (псковских, ибо Псковская область, вероятно,
занимала и часть алаунской возвышенности). Остаток Венедского залива занимают
венеты, над ними оссияне (не пропущено ли тут «Р» в начале имени?), осей (то
же), а совершенно на севере чарвоны (чарвонцы - Carwoni). Восточнее этих живут
кареоты и салы (?), между ими ага-тирсы (ахтырны - как ниже выведено), потом
аорси, пагириты (?);
между ими савари (северяне) и порусы до Рифейских гор, потом акивы и
наски или насци (?); между ими ивионы и идрийцы (?); между ивионами и аланами
стурни (струсни). Между алан и амаксобян кариопы (?) и сергачи; а по изгибу
Дона офлоны (?), танаиты (при-донцы), между этими осилийцы (?) до самых
роксолан, ракалане (рек алане?)и эксобигиты (?). Между поднестрян и роксолан, у
самых гор, амадоки (Моздок?) и навары (?).
У озера Bices торрекады (?), а у пролива Ахиллесова тавроски-фы. Между
поднестрян живут, подле Дакии, тагры (это тагрогициги или просто яциги), а
между ими тирагеты. - Вот все народы в Сарматии европейской у Птолемая.
Сказание Птолемая о народах есть пустая номенклатура, из которой ничего
нельзя вывести, ибо названия все изуродованы как нельзя более, размещение
племен все перебито и перепутано, соседями поставлены племена, сидевшие одно от
другого тысячи на три верст, с севера отнесено несколько племен на юг, с юга на
север, с запада на восток, из средины на край. Одним словом, нет никакой
возможности проследить все племена в том порядке, в каком он расположены у
автора.
По всему видно, что при этом описании Птолемай черпал из всех возможных
источников и ставил все собранные им сведения, не соображая ни правильности, ни
порядка, ни отношений местности. Племена, показанные восточным писателем на
западе, и он ставил также на западе, тогда как они с его собственной точки
воззрения сидят на востоке. Точно такая же путаница и в других отношениях;
например, Геродотов север доходил только до Харькова и Галиции (галицкой
Руси) и оканчивался чарвонами; Птолемаев же север идет почти до Белого моря, а
чарвонов он всё-таки ставит на самом севере, ибо по недостатку географических и
этнографических сведений он не мог даже и исправить неверности. То же самое вы
найдете у него и об алаунах-Скифах. Он говорит, что эти алауны-Скифы, также
ветвь сильных Сарматов, в недоведомые времена оставили свои места на Дону;
Волге и Кавказе и отправились в дальний север - тут сейчас думается, что к
Белому морю (ибо север Птолемая доходит до Северного океана), а на деле только
к источникам Волги и Днепра.
Кроме того, некоторые названия, по-видимому, выдержали двойной перепад:
на монгольский и греческий манеры. В монгольском языке мы можем отыскать
значение только некоторых названий, явно оттуда почерпнутых, как, например,
уннов, антов, бургундионов, ки-цигов, язей, якасиров или ясиров. Ун - значит у
монголов правый, добрый [36], ант - присяжный, клятвенный [37], бургундай -
раскольник [38], кициги - младшие, язы-поляне, якасиры, ясиры - полоненные; ути,
уди, удии - зажигатели [39]. При этом неизлишним будет заметить, что у
монголов Саклаб значило осторожный. Не у них ли заимствовали арабы слово секлаб,
которым они именуют славян?
Итак, мнимая Сарматия европейская заключала в себе всю восточную Пруссию,
часть Польши, всю нынешнюю европейскую Россию и придунайские земли. Одним
словом: она покрывала собой всю европейскую Скифию, и все славянские племена,
вне Скифии жившие. Представьте себе огромное племя, всю Сарматию занимавшее;
оно должно было быть гораздо более скифского племени, которое Фукидид называет
огромнейшим в мире.
Но рассмотрим, что ещё говорят о Сарматах. Первое племя славянское,
выплывшее из общего сарматского моря под собственным своим именем - были даки.
Это случилось во время войн Траяна с мнимыми Сарматами; в 106 году по Р. X.
Траян, покорив их, узнал и настоящее их название.
За даками следовали яциги и паннонцы, а именно: по Аммиану Марц. и блаж.
Иерониму Сарматы разделялись на Sarmatae Arearaganthes и Sarmatae Limiganthes,
или Sarmatae liberi и Sarmatae servi; первые назывались также яцигами, а
последние паннонцами. Слово limiganthes производит Левицкий от червонорусского
lemki [40], а по-нашему он происходит от древнерусского имени лямницы, т.е.
порабощенные.
Это обстоятельство следует пояснить несколько более: в 332 году Сарматы
просили римлян пособить им воевать против готов, которым они прежде помогали, а
тут готы стали теснить их.
Император Константин прибыл и победил готов.
Когда же впоследствии сарматы ворвались в римские владения, то готы
напали на них и истребили почти всё их войско. Сарматы в 334 году вооружили
своих рабов и посредством их одержали победу. Но вооруженные рабы прогнали
своих господ и сами, как лими-ганты, поместились между Дунаем и Тиссою.
Изгнанные Сарматы - владельцы - вступили частью в военную службу к готам,
|
|