|
Но, впрочем, над какою истиною ни трудился ум человеческий или, лучше
сказать, его неразумие, чтобы поколебать её в своём основании; может быть, и
теперь найдется какой-нибудь новый Байер, который станет доказывать, что
славянское имя Осмомысл произошло от шведского Osmak (противный запах).
В дополнение всего, сличим теорию составления славянских имен с таковою
же у номадных народов; мы найдем тут, что у последних собственные имена состоят
из подражания случайно до них дошедшим звукам или выражают предметы, самые
обыкновенные из жизни человеческой, близкие иногда даже к хрюканью и мяуканью.
Для примера приведем рассказ одного немецкого путешественника в ордах
Киргизских: у хозяина его квартиры родился сын, которому отец долго не давал
имени. В это время пропала у путешественника его собака, воротившаяся через три
дня опять домой. Путешественник, увидав свою собаку, воскликнул: bist du da!
Это произнесено было в присутствии Киргиза, который, вслушавшись в означенные
слова, тотчас нарек сыну своему имя Биштуда.
Когда путешественник спросил хозяина своего, отчего он назвал так сына,
тот отвечал, что он выжидал, когда услышит какое-либо слово, нравящееся ему,
чтобы обратить таковое в имя сыну своему, и, слышав» сегодня это слово от него,
воспользовался им.
После всего этого только невежда может утверждать, что в 9-м веке Славяне
были номады! Нет, не приводя никаких других доказательств, нам служат одни уже
имена славянские характеристикою их и свидетельствуют о глубоком их мышлении; а
такое основательное и многостороннее мышление, в свою очередь, доказывает, что
славянский народ за много веков до того времени был уже на высочайшей степени
образованности, что подтверждается и, с другой стороны, богатством славянского
языка и развитием его слова.
Заключим это рассуждение тем, что слава славных не прейдет от зависти и
клеветы неразумных врагов их!
ДРЕВНЯЯ ПИСЬМЕННОСТЬ СЛАВЯНО-РУССОВ, ТРОЯ, ТРОЯНЕ, ИЛИАДА, ОМИР
Шлёцер, не обдумавши, утверждает, что Славяно-Руссы девятого века были
номады. Не станем опровергать этого мнения голословно, но постараемся привести
столько фактов, чтобы достаточно было для убеждения каждого в том, что у Славя
но-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее
грамотности римской и греческой.
А что у Славян была грамотность не только до общего введения между ними
христианства, но и задолго до Рождества Христова, в том свидетельствуют акты,
возводящие грамотность Славяно-Рус-сов от десятого века назад - до глубокой
древности, чрез все тёмные периоды истории, в которых изредка кое-где, но ясно
проглядывает элемент Славяно-Русского народа с его характеристическим типом.
Начнем наши доводы:
1) Черноризец Храбр/живший в 10-м веке, говорит: Славяне погани (т.е.
идолопоклонники) суще чертами и резами чтяху и гатаху.
2) Константин Порфирородный говорит, что Хорваты тотчас по принятии
Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте, собственными
подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народами.
3) Титмар, описывая храм Ретры, говорит, что внутри его стояли идолы и на
каждом из них было написано его имя. - Впоследствии снимки с этих надписей были
многократно издаваемы печатно.
4) Массуди при описании Славянского храма в золотых лугах говорит, что
там на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были будущие дела, т.е.
события предсказанные.
5) В договоре Игоря с Греками сказано: «Ношаху ели печати'зла-ты, a
rocTie сребряны: ныне же уведел есть Князь ваш посылати грамоту ко царству
нашему: иже посылаеми сице, яко послах корабль селько...».
6) Место в договоре Олега с Греками, где сказано: «о работающих в Грецех
Руси у Христианского царя: аще кто умрет, не урядив своего имения, ци и своих
не имать, да возвратить именье к малым ближникам в Русь. Аще ли отворить
обряженье, таковой возметь уряженное его, кому будет писал наследите именье, да
наследуете».
7) Ибн-Фодлан, писатель Х века, пишет, как очевидец о Руссах
дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя покойника
вместе с именем Князя.
8) В житии св. Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре,
сказано, что он прежде отправления в Моравию был в Херсоне и: «Обреть тоу
Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою
беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре
начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», - из этого явствует,
что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и
христиане до пришествия его в Моравию; ибо имели уже на своем языке Евангелие.
Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы
Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке.
9) Что славяне имели уже письмена задолго до Кирилла и Мефодия,
свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в
Мюнхенской библиотеке.
10) В Чешской песне «Суд Любуши», дошедшей к нам в списке 9 века, у
престола этой княжны во время народного собрания стояли две судные девы; у
одной из них был «меч кривду караючи» (меч, кривду карающий), у другой «дески
правдодатне» (доски законов). Это значит, что законы Чехов были уже писаные.
|
|