|
настоящем...
И некому должен не откладывать жить всякую, минуту всеми своими силами,
настоящим, для Бога, т.е. для всех тех, кто предъявляет требования к его жизни,
зная, что всякую минуту он может быть лишен возможности этого служения и что
для этого-то ежечасного служения он и пришел в мир...
Всякий человек, занимаясь каким-нибудь делом, невольно увлекается им, и ему
кажется, что ради дела он может не делать того, что требует от него совесть, т.
е. Бог...
Ложь этого соблазна состоит в том, что всякое дело человеческое может оказаться
бесполезным, может прерваться и не быть конченным; дела же божье, совершаемое
человеком, исполнение воли Бога, никогда не может быть бесполезным и ничем не
может быть прервано...
Вред же этого соблазна в том, допустив то, что какое-либо дело будет ли: это
запахивание рассеянных семян или освобождение целого народа от рабства - важнее
того, часто самого ничтожного на людской суд, дела Божия, т.е. сейчасной помощи
и служения ближнему, всегда найдутся дела, которые нужно прежде закончить, чем
исполнить требование дела Божия, и человек навсегда освободит себя от служения
Богу, т.е. исполнения дела жизни, заменив служением мертвому служение живому...
Вред в. том, что допустив этот соблазн, люди всегда будут откладывать служение
Богу до тех пор, пока они будут свободны от всех дел мирских. От дел же мирских
люди никогда не бывают свободны. Для того, чтобы не впадать в этот соблазн,
человек должен понимать и помнить, что всякое дело человеческое, имеющее конец,
не может быть. целью моей истинной бесконечной жизни, и что такой целью может
быть только участие в бесконечном деле Божьем, состоящем в наибольшем
проявлении любви...
И потому, чтобы не впадать, в соблазн дела, человек не должен никогда делать
такое свое дело, которое нарушает дело Божия, т.е. любовь к людям, должен быть
всегда готовым бросить всякое дело, как скоро его призывает совершение дела
Божия...
Если человек свободен от соблазна приготовления к жизни, соблазна дела, то
редкий человек, в особенности женщина, бывает свободен от дела семейного...
Соблазн этот состоит в том, что люди, во имя исключительной любви к своим
семейным, считают себя свободными от обязанности к другим людям и спокойно
совершают грехи корысти, борьбы, праздности, похоти, не считая их грехами...
Ложь этого соблазна состоит в том, что животное чувство, влекущее к продолжению
рода, которое законно только в той мере, в которой оно не нарушает любви к
людям, принимается за добродетель, оправдывающую грех...
Вред же этого соблазна в том, что он более, чем какой-либо другой соблазн,
усиливает грех собственности, ожесточает борьбу между людьми, возводя в заслугу
и добродетель животное чувство любви к своим семейным; отводит людей от
возможности познания истинного смысла жизни...
Любить врагов, любить немилых, любить чужих можно без осторожности, вполне
отдаваясь этой любви, но нельзя так любить семейных, потому что такая любовь
ведет к ослеплению и оправданию грехов...
Чтобы не подпадать этому соблазну, человек должен понимать жизнь и благо, что
любовь только тогда истинная любовь, дающая жизнь и благо, когда она не ищет,
не ждет, не надеется на награду за то, что она есть; а что любовь к своим
семейным есть животное чувство и хорошо до тех пор, пока оно в пределах
инстинкта и человек не жертвует для него своими духовными требованиями...
И потому, чтобы не подпадать этому соблазну, человек должен для каждого чужого
человека стараться делать то же, что он хочет сделать для своего семейного, а
для свих семейных не делать ничего того, чего не готов и не может сделать для
всякого чужого...
Людям кажется, что если они, выделившись от других людей и связавшись между
собой исключительными условиями, соблюдают эти условия, то они делают такое
доброе дело, которое освобождает их от общих требований их совести...
Ложь этого соблазна в том, что, вступая в товарищества с одним малым
количеством людей, люди выделяют себя из естественного товарищества всех людей,
и поэтому нарушают самые важные естественные обязанности во имя искусственных...
Вред же этого соблазна в том, что люди, ставшие в условия товарищества,
руководясь в жизни не общими законами разума, а своими исключительными
правилами, все более и более удаляются от общих всем людям разумных основ жизни,
становятся нетерпимее и жестче ко всем не принадлежавшим к их товариществу и
тем лишают себя и других истинного блага...
Чтобы не подпадать этому соблазну, человек должен понимать и помнить, что
правила товарищества, устанавливаемые людьми, могут быть бесконечно
разнообразны, бесконечно изменяемы и противоположны друг другу, что всякое
правило, искусственно установленное людьми, не должно связывать его, если оно
может быть противно закону любви, что всякая исключительная связь с людьми
ограничивает круг общения и тем лишает человека главного условия блага -
возможности любовного общения со всеми людьми мира...
Соблазн этот, самый жестокий, передается людям так же, как ложная вера, -
посредством двух приемов обмана: внушения лжи детям и воздействия на чувства
людей внешней торжественностью. Почти все люди живущие в государствах, как
только пробуждаются к сознанию, заставляют себя уже запутанными в
государственных соблазнах и живут в убеждении о том, что их народ, их
государство, их отечество суть лучший, особенный народ, государство, отечество,
для блага и преуспения которого слепо повиноваться существующему правительству
и по повелению этого правительства мучить, ранить и убивать своих ближних...
|
|