|
Ложь этого соблазна состоит в том, что человек будто бы во имя блага народа
может отказаться от требований своей совести и своей нравственной свободы...
Вред же этого соблазна в том, что как только человек допустит возможность
понять и узнать, в чем добро многих людей, которое может вытечь из какого бы то
ни было поступка, и потому всякий поступок может быть оправдан, и как только
человек допустил, что для блага многих в будущем можно пожертвовать благом и
жизнью одного человека, то нет пределов того зла, которое может быть совершено
во имя такого соображения. По первому предположению о том, что люди могут знать
будущее благо многих, поддерживались в прежние времена пытки, инквизиции,
рабство, поддерживаются в наше время суды, тюрьмы, земельная собственность...
Для того, чтобы не впадать в этот соблазн, человек должен понимать и помнить,
что он, прежде чем принадлежать к какому-либо государству или народу,
принадлежит Богу, как член всемирного царства, и он ни на кого не может сложить
ответственность за свои поступки и всегда только сам ответственен за них...
И поэтому человек не должен никогда, ни при каких обстоятельствах предпочитать
людей своего народа или государства людям другого народа или государства, не
должен совершать никогда зла своим ближним ввиду каких бы то ни было
соображений о будущем благе многих, не должен считать себя обязанным
повиноваться кому бы то ни было, более чем перед своей совестью...
Но, освободившись от обмана веры и уберегшись от соблазнов, человек все-таки
впадает в грехи. Человек с пробудившимся сознанием знает, что смысл его жизни
только в служении Богу, и все-таки по привычке совершает грехи, мешающие и
проявлению любви, и достижению истинного блага...
Как человеку бороться с привычкой греха ?
Для борьбы с привычкой греха есть два средства: первое - ясно понимать
последствия грехов, - то, что грехи не достигают той цели, для которой они
совершаются, и не увеличивают, а скорее уменьшают животное благо отдельного
человека, во-вторых, знать, с какими грехами надо начинать бороться, с какими
прежде и с какими после...
И потому, во-первых, надо ясно понимать и помнить, что положение человека в
мире такого, что всякое искание им личного блага после того, как в нем
пробудилось разумное сознание, лишает его этого самого блага и что, напротив,
он получает благо только тогда, когда не думает о личном благе, отдавая все
свои силы на служение Богу. Ищите царства и правды Его, а остальное приложится
вам...
И во-вторых, то, что для успешности борьбы с привычками греха надо знать, на
какой грех прежде всего надо направлять свое внимание: не начинать борьбу с
грехом, который имеет корень в другом не побежденном грехе, знать связь и
последовательность грехов между собой...
Есть связь и последовательность между грехами, так что один грех порождает
другие или мешает, освобождению от них...
Нельзя человеку освободиться от какого-либо из грехов, если он предается греху
опьянения, и нельзя освободиться от греха борьбы, если человек предается греху
собственности, и нельзя освободиться от греха блуда, если человек предается
греху похоти и праздности, и нельзя человеку освободиться от греха борьбы и
собственности, если он предается греху похоти...
Это не значит то, что не надо бороться со всяким грехом во всякое время, но
значит то, что для успешной борьбы с грехом надо знать, с какого надо начинать,
или, скорее, с какого нельзя начинать, чтобы борьба была успешна. Только от
этой непоследовательности борьбы с грехами происходит неуспешность этой борьбы,
приводящей часто борющегося в отчаяние...
Грех, предаваясь которому невозможна борьба ни с каким из грехов, есть
опьянение, какое бы то ни было: опьяненный человек не поборется ни с
праздностью, ни с похотью, ни с блудом, ни с властолюбием. И потому для того,
чтобы бороться с другими грехами, человек должен прежде всего освободиться от
греха опьянения...
Следующий грех, от которого должен освободиться человек для того, чтобы быть в
силах бороться с похотью, корыстью, властолюбием, блудом, есть грех праздности,
тем легче ему воздерживаться от греха похоти, корысти, блуда и властолюбия;
человек трудящийся не нуждается в усложнений средств удовлетворения
потребностей, не нуждается в собственности, менее подлежит искушениям блуда и
не имеет ни поводов, ни досуга для борьбы...
Следующий за этим есть грех похоти. Чем больше воздерживается человек в пище,
одежде, жилище, тем легче ему освободиться от греха корысти, властолюбия,
блуда: человеку, довольствующемуся малым, не нужно собственности, воздержание
помогает борьбе с блудом, и, не нуждаясь во многом, ему нет поводов борьбы...
Следующий за этими грехами есть грех корысти. Чем свободнее от этого греха
человек, тем легче ему будет воздержаться от греха блуда и греха борьбы. Ничто
так не поощряет грех блуда, как излишек собственности, и ничего не вызывает
такой борьбы между людьми...
Следующий за этими и последний грех есть грех борьбы, включенный во все грехи и
вызываемый всеми другими грехами и наибольшее освобождение от которого возможно
только при освобождении от всех предшествующих...
Бороться с грехами вообще можно только, зная последовательность грехов , так,
чтобы начинать борьбу прежде с теми, без освобождения от которых нельзя
бороться с другими...
Но и в борьбе с каждым отдельным грехом надо начинать с тех проявлений грехов,
воздержание от которых во власти человека, к которым человек не сделал еще
привычки...
Такие грехи во всех родах грехов - и опьянения, и праздности, и похоти, и
|
|