|
думает, что он познает истины верою, а не разумом, только обманывает себя и
неправильно употребляет свой разум на то, на что он не предназначен, - на
решение вопросов о том, кому из передающих учения, выдаваемые за истину, надо
верить и кому не верить. Разум же предназначен не на то, чтобы решать, кому
нужно, а кому не нужно верить, этого он и не может решить, а на то, чтобы
проверять справедливость того, что предлагается ему. Это он всегда может и на
это он и предназначен...
Лжетолкатели истины говорят обыкновенно о том, что разуму нельзя верить потому,
что разум разных людей утверждает разное, и что поэтому для единения людей
лучше верить в откровение, подтверждаемое чудесами. Но такое утверждение прямо
противоположно истине. Разум никогда не утверждает различного. Он всегда во
всех людях утверждает и отрицает одно и то же...
Когда говорят, что разум может обманывать, и в подтверждение приводят
несогласные утверждения' различных ладей о том, что есть Бог и как нужна
служить Ему, то те, которые говорят это, делают умышленную или неумышленную
ошибку, смешивая разум с рассуждениями и вымыслами. Рассуждения и вымыслы
действительно могут быть и бывают бесконечно разнообразны и различны, но
решения разума всегда одинаковы для всех людей и во все времена...
И потому, чтобы не подпасть обманам веры, человек должен понимать и помнить,
что истина открыта ему только в его разуме, данном Богом человеку для познания
воли Бога, и что внушение недоверия к: разуму имеет в своей основе желание
обмана и есть величайшее кощунство...
Таково общее средство для освобождения себя от обманов веры. Ко для того, чтобы
быть свободным от обманов веры, надо знать все виды этих обманов и остерегаться
их, противодействовать им…
Для того же, чтобы освободиться от обманов веры, в которых человек бывает
воспитан с детства, человек должен понимать и помнить, что разум дан ему
непосредственно от Бога и Он один только может соединить всех людей, и потому
должен не только не бояться сомнений и вопросов, вызываемых разумом при
проверке внушенных с детства ложных верований, а, напротив, старательна
подвергать рассмотрению и сличению с другими верованиями все те верования,
которые переданы ему с детства, признавая справедливым только то, что не
противоречит разуму...
Подвергнув же внушенные ему верования суду разума, человек" желающий освободить
себя от обмана веры, внушенного ему с детства, должен смело и безоговорочно
откидывать все, что противно разуму, ни минуты не сомневаясь в том, что то, что
противно: разуму, не может быть истинно...
Освободившись от обмана веры, внушаемого с детства, человек должен остерегаться
обмана, производимого обманщиками посредством воздействия на внешние чувства...
Для того, чтобы не подпасть этому обману, человек должен понимать и помнить,
что истина для своего распространения и усвоения людьми не нуждается ни в каких
приспособлениях и украшениях, что только ложь и обман для того, чтобы быть
воспринятыми людьми, нуждаются в особенных условиях передачи их и что поэтому
всякие торжественные службы, шествия, украшения, благовония, пения и т.п. не
только не служат признаком того, что при этих условиях передается истина, но
как раз наоборот, служат верным признаком того, что там, где употребляются эти
средства, передается не истина, а ложь...
Чтобы не подпасть обману воздействия на внешние чувства, человек должен помнить,
что Богу нужно служить не в каком-либо известном месте, а духом и истиной,
зная, что всякое великолепие в богослужении имеет целью обман, тем более
жестокий, чем великолепнее служение, и потому не только самому не участвовать в
одуряющих богослужениях, но и, где возможно, обличать обман их...
Освободившись и от второго обмана воздействия на внешние чувства, человек
должен еще беречься обмана посредничества между человеком и Богом, которое,
если он только допустит его, непременно скроет от него истину...
Чтобы не подпасть этому обману, человек должен понимать и помнить, что Бог
открывается только непосредственно сердцу человека и что всякое посредничество,
будет ли одно лицо или собрание лиц, не только скрывает Бога от человека, но
делает -самое страшное зло, которое может постигнуть человека, а именно то, что
человек считает Богом то, что не есть Бог...
Как только человек допустил веру в какое бы то ни было посредничество, так он
лишил себя единственной возможности достоверности знания и открыл возможность
восприятия всякой лжи вместо истины...
Чтобы не подпасть обману, человек должен понимать и помнить, что истина открыта
ему прежде и вернее всего в его собственном сердце и в разуме...
Чтобы не подпасть обману посредничества, человек должен понимать и помнить, что
истина никогда не может быть открыта вся, что она постепенно открывается людям,
и открывается только тем, кто ищет ее, а не тем, которые, веруя в то, что им
передают непогрешимые посредники, думают, что обладают ею, и потому, чтобы не
подвергать себя опасности впасть в самые страшные заблуждения, человек не
должен признавать никого непогрешимым учителем, а искать истины везде, во всех
предания человеческих, проверяя их своим разумом...
Но и освободившись от обмана, внушенного с детства, и не подпадая обману
внушения лжи посредством торжественности и не признавая посредничества между
собою и Богом, человек все-таки не будет свободен от обмана веры, если не
освободится от веры в сверхъестественное, в чудесное...
Говорят, что чудеса, т.е. сверхъестественное, совершаются для того, чтобы
соединить людей, а между тем ничто так не разъединяет людей, как чудеса, потому
что каждая вера утверждает свои чудеса и отвергает чудеса других вер. Оно и не
|
|