|
считавшийся в христианской традиции победителем дракона, возможно
контаминировал с образом героя змееборца из дохристианской славянской мифологии.
Если подобный герой действительно существовал, то им наверняка был Сварог.
Не менее показательно и то, что в славянской традиции Георгий считается
властелином волков. Обожествление волка относится к числу древнейших славянских
верований. В Белоруссии волка считают повелителем всех животных. Возможно на
данную трактовку повлияло то, что волк является одной из инкарнаций богатыря
подобного Волху, который несомненно связан и с Сварогом.
В Словакии, Болгарии и Сербии верили в существование вил – богинь,
олицетворявших лесной огонь. Для защиты от них оставляли подношения на берегах
ручьев, в пещерах и на камнях. Данный обычай фиксируется начиная с XIII века.
Считалось, что вилы выглядели как прекрасные обнаженные девушки,
вооруженные стрелами. Кроме того, они могли превращаться в лебедей, змей,
соколов, лошадей, волков и вихрь. Как известно, Сварог также мог превращаться в
сокола, коня, волка и вихрь.
Вилы могли быть богинями-воительницами, совпадая по функции с
германскими Валкириями, или выполнять функции подруг героев. Когда они
танцевали на вершинах гор или в лугах, то стреляли в каждого, кто осмеливался к
ним приближаться или ослепляли его. Иногда вилы затаскивали прохожего в хоровод
и заставляли танцевать до смерти.
Происхождение крылатого божества Симарьгла, входившего как отдельное
божество во Владимирский пантеон, лучше всего объясняет Р.Якобсон. По его
гипотезе Симарьгл восходит к Симургу (Сэнмурву), индоиранскому божеству в
образе крылатого гриффона. Славяне, возможно, заимствовали его в последние
столетия до нашей эры от своих сарматских завоевателей, называвших его Симаргом.
Возможно, Симаргл связывался с функциями бога-воина и в славянском
фольклоре он соединился с орлом. В Болгарии, Македонии, Боснии и Сербии, орел
считался повелителем дождям и града. При оскорблении он мог наслать огонь,
болезни и другие несчастья.
Хорс – это очевидное заимствование иранского имени, персонифицирующего
солнце – Хурсид. «Даждьбог» происходит от славянского корня «даждь», что
означает «дать», давать (бог который дает богатство).
Ключом для понимания слова Стриборг может послужить эпизод из «Слова о
полку Игореве», где ветры именуются «стрибожьими внуками». Возможно, его
наименование восходит к индоевропейскому корню *srei – «дуть» и с иранским
sriva – красивый, прекрасный. Это слово является распространенным эпитетом,
который использовали как по отношению к ветру так и для прославления солнца.
Возможно, что Стрибог является пережитком древнего бога-отца, индоевропейского
*patribhagos.( патриарха).
Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это
указывает и арабский путешественник Х века аль Масуди. Он пишет, что у славян
был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали
восход.
Мертвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза
или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось, повернув голову на восток.
Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в южной
Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу, как божеству вошло и в
христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в
восточной Германии, , входя в церковь повернуться и приветствовать восходящее
солнце.
Поклонение Перуну лучше всего прослеживается и в народной традиции и в
топонимике. Его наименование восходит к индоевропейскому корню *реr (perk),
perk(perg) с значением «ударять», который встречается в большинстве
индоевропейских языков, где имеются сходные образы бога-громовержца.
Несомненно Перун является очень древним богом, известным всем славянам.
Антропоморфные черты Перуна во многом сходны с литовским Перкунасом,
которого представляли в образе рыжеволосого мужчины с который ездит в
колеснице, запряженной козлом. В руке он держит топор или молот, который
бросает в врагов и злых духов и который потом сам возвращается к нему. Фетиш в
виде топора был известен среди европейцев с неолитических времен и впоследствии
отождествлялся с ударом молнии. Отссюда и возникает образ Мьолнира –
молота-молнии у скандинавского бога-громовержца Тора.
В общеславянском топоры нередко именуются стрелами. Повсеместно
распространено поверье, что огненные стрелы Перуна проходят сквозь землю,
проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через
семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность.
Стрелы (громоотводы) использовались и для того, чтобы защитить дом от
приближающейся бури, вернуть молоко коровам, которые его не давали или для того,
чтобы защитить урожаи, облегчить тяжелый труд, защитить новорожденных и
новобрачных.
Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди славян и балтов
широко распространена вера в то, что весной первый гром пробуждает землю: после
первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зельнью, земля готова для
посева и посадок. Молния, попавшая в человека или дерево наделяла его здоровьем
или волшебной силой.
По всей Европе распространен обычай посвящать богу-громовержцу большие
деревья, прежде всего дубы. В XVIII веке в России Феофан Прокопович
опубликовал предписание, в котором запрещалось людям «петь молитвы перед дубом».
В кратком житии Адриана Пошехонского, написанном в 1612 году, говорится о
|
|