|
олицетворявшего ежегодный (с лета по осень) период роста растений и размножения
животных.
Но главным среди них считался именно Святовит, которого называли «богом
богов». Корень «светъ» как и «яръ» означал «сильный». Святовит считался богом
войны и защитником полей. Посвященные ему обряды совершались во время осеннего
праздника урожая. Святовиту посвящали белого коня, на котором в дни празднеств
выезжал верховный жрец.
Перед началом военных действий к Святовиту обращались для обеспечения
будущей победы. Для этого использовали коня в качестве оракула. Его
заставляли пройти по ряду скрещенных пик. Если конь проходил его не
останавливаясь, то верили в благоприятный прогноз, считая, что бог будет
сопровождать воинов в походе. Индоевропейский образ коня-пророка имеет точные
параллели в Авесте, встречается в балтийской культуре и отразился в образе
«вещего коня» в русском фольклоре.
Общеславянское слово «време» (время) происходит от индоевропейского
*vartman «след колеса». Очевидно, что это слово связывается с ритуальными
гонками на колесницах (vartanna, известная в митаннийском государстве, начиная
с 1380 года до н.э.).
Следует заметить, что как русские, так и киргизы представляли Полярную
звезду как столб, вокруг которого вечно ходят быки, олени или лошади. Лошадь
везла колесо времени. Когда приближалась зима или наступала война, приходило
время гаданий: к лошади обращались как к олицетворению бесконечного времени.
Существование в древнеиранской мифологии богов Веретрагны и и Зервана,
у которого было три определения «мужественный», «зрелый» и «слабый» как двух
разных богов, дает основание предположить, что подобные божества существовали и
у славян.
На северо-западе славянской зоны известен бог Триглав, представленный
тремя ипостасями. Возможно появление многоглавого бога стало следствием
табуирования имен отдельных племенных божеств. Нам также известен Сварожич,
имя которого означает «сын Сварога», а на Русии существовал хорошо развитй
культ бога Ярило.
Святой Тихон Задонский, православный епископ XVIII века из Воронежа в
специальном слове осудил языческие праздники и «сатанинские игры», посвященные
«древнему идолу» Яриле, которые обычно происходили со среды до воскресенья на
восьмой послепассхальной неделе, то есть следующую за Троицей.
До 1673 года в воронежских «игрищах» участвовал босоногий человек в
цветочном венке который нес колокольчики. Его лицо было раскрашено в красный и
белый цвета. В белорусском фольклоре сохранился образ Ярилы – едущего на лошади
босоногого всадника, одетого в белый плащ. На голове у него был венок из диких
цветов, в левой руке он держал пучок пшеничных колосьев.
Бог огня Сварог не входил во Владимирский пантеон, в древнерусском
переводе «Хроники» Иоанна Малалы его отождествляли с греческим богом -
кузнецом Гефестом. По сведениям русских летописей Сварог был сыном Хорса или
Дажьбога, славянского бога солнца, объединяя образы земного и небесного огня.
Славяне именовали домашний огонь в очаге Сварожичем (сыном Сварога).
Сохранившееся среди украинцев и славян почитание земного огня, возможно,
было таким же сильным среди славян, как и среди балтов. Охраняемый жрецами в
святилищах и матерями в домах, огонь никогда не выносили наружу, за исключением
праздника летнего солнцестояния, когда его символически гасили и затем вновь
разжигали.
Возможно наименование Сварог соотносится с индоевропейским *svargas
(«солнечное небо») от *svarati «блики, блески». Суффикс /og показывает, что его
имя скифского, то есть иранского происхождения. Он сохранился в румынском
прилагательном sfarog, («жаркий, сожженный солнцем») и в названиях гор и
городов, расположенных вдоль славянско-германской границы в Польше.
Как носитель солнечной энергии, Сварог вполне сопоставим с ведическим
«Индрой» и иранским Веретрагной. Самым большим подвигом, Индры считалось
убийство исполинского змея Вритры, похитившего всю земную воду и охранявшего ее
где-то «за горой» ( на небе).
Иранский воин Веретрагна, как видно из его имени, также был
богом-кузнецом, связывался с огнем и его порождающей силой, особенно
сексуального характера, но не выступал как победитель дракона. Кроме того, он
был наделен способностью к превращениям и мог принять облик ветра, золоторого
зубра, кабана, лошади или сокола Варанги, причем именно последняя форма
означала его основную инкарнацию. Персонаж русской былины богатырь Волх (Волхв)
также мог превратиться в серого волка, хорька, белого быка с золотыми рогами
или быстрого сокола. Возможно, что образ Сварога восходит именно к Веретрагне.
Среди подобных героев европейского фольклора можно назвать волшебного
сокола, ястреба или огненного карлика, который превращался в крутящийся вихрь.
В Польше он носит имя Рарог, в Чехии – рарух, на украине - ярок или рарич.
От Лузатии до Урала существовал обычай бросать нож или другой острый
предмет в вихрь, защищаясь таким образом от него. Всего несколько десятков лет
тому назад жители Померании, Западных Бескид и болгары бросались ничком перед
вихрем, чтобы уберечься от несчастий и болезней, которые тот мог принести.
Поступая таким образом русские кричали: «Петлю тебе на шею!», пытаясь таким
образом его обуздать. Считалось, что внутри Вихря находится демон, которого
часто называли рарогом.
Скорее всего, в древних мифах Сварог был солнечным героем, который
использовал вихрь во время сражения с змеевидным противником. Святой Георгий,
|
|