|
у армян. Почти во всех западных индоевропейских группах и в том числе у
западных славян задругу сменил патрилинейный род. На востоке и южной части
славянского региона, византийское, татарское и тюркское влияние не только
укрепили задругу, но и сделали ее более патриархальной.
Патриархальная, объединенная семья с системой наследования по мужской
линии, где женщины имели огромное влияние, клановая и племенная организация с
экзогамией и кровной местью, культом урожая и предков характерна для
центрально-азиатских пастушеско-скотоводческих культур индо-европейского,
финно-угорского или тюрко-монгольского типа. Чем дальше люди отходили от
влияния кочевой жизни, тем больше элементов соответствующего уклада они теряли.
На основании изучения индо-европейской терминологии родства П.Фридрих
делает вывод, что она соответствует патрилокальной семье (на это указывает
отсутствие терминов для обозначения родственников из семьи жены) и что система
родства соответствовала третьему типу (омаха III по его классификации). Это
означает, что дети сестры мужа имели равные права с его собственными внуками, в
то время как брат матери имел те же права, что и его дед. Возможно, данный факт
может рассматриваться как обоснование кровной мести за смерть сына сестры (о
которой говорится в «Русской правде»).
Существование терминов типа «зять» и «племянник», Фридрих рассматривает
как следствие запрета на заключение брака между двоюродными братьями или
сестрами. На основании изучения ранних законов он выделяет основные типы
индо-европейских браков: брак –похищение, брак – выкуп и многоженство (в
основном ограничивалась высшим сословием), правовое главенство мужа над женой и
внебрачное сожительство. Типичной особенностью семьи является и то, что
сыновние обязанности считались выше, чем долг отца по отношению к сыну. Как и в
больших родовых союзах, кровная месть и выплата денежного возмещения (вира)
рассматривались как равноценное наказание за преступление.
Родственные взаимоотношения
Общими славянскими терминами индо-европейского происхождения считаются
pleme* «племя», rodu* - «род» («клан»), ouzuk (узокъ) – единокровный
(связанный узами). Семья – родственники, хотя и образованное от общеславянского
semen - «семя» не встречается во всех современных славянских языках.
Приведенная ниже схема личного родства основывается на исследованиях Исаченко
(1953) и Фридриха (1965).
Средний столбец перевести в славянский шрифт.
Кровные
родственникиСтарославянское наименованиеИндоевропейская форма и этимология*
Дедушка ДедъСлавянское нововведение,БабушкаБабаВозм., из детского бормотания
ОтецОтчеВозм., от детск. Attaбрат отцаStryjiPHtrwos*Ср. анг. FatherМатьМати
(род.матере) nanaMaHter* nan/nana(уменьш.)Брат материUjiAwyos*БратБратъ
bratruBhraHte:r (досл. Брат по клану).СестраСестраSwesor* (собственная
женщина);
ср. осетинск. Xo xwaera (досл.
Женщина из моего клана).ребенокДите (дитя) (ср. доити – сосать молоко)Dheh * –
сосать СынСынъSwh/sew/sw* - порождатьДочьДочь (род. дочере)Dhwghter*ВнукВнукъ
(vunouku)(h)an/en (внук)Сын дочериНетич (др.рус)
Нечак/necak (серб.)Nepo:tМужМужIdE men – член группы мужей (ср.англ.
member)Отец мужа СвекръSwek’rwos (имеющий власть+суфф.
пола)Мать мужаСвекроу (svekru) род. СвекровеSwek’rwhs (имеющая власть)Брат
мужаДеверьDaHywe:rЖена брата мужаJetry (сестро)YnHterСестра мужаЗолова (zuly;
род. Zluve)kalou*ЖенаЖеноGwena (женщина, член группы женщин).Брат мужаШуринъ
(suri)SyVhr (досл. Сшитый – нить между
двумя кланами) ср.англ.sewЖена брата мужаневесткаNewistha – самая младшая (возм.
От
nevoidta– неизвестная)Муж сестрыzentiG’enHr Муж дочериzentiG’enHrЖена сына
снохаSnuso
Известен ряд общеславянских терминов родства, которые являются
производными от вышеуказанных. Прежде всего они дифференцируют родственников
жены и родственников по женской линии.
Вторая жена отцамачехаДериват от матиСестра отцаСтрыня/стрыяОт strrjiСын брата
Братишка/братанъОт bratruДочь братабратичинаОт bratruСын сестрысестричичОт
sestraМуж сестры своякОт свой (своего рода)племянникСынович/сыновицаОт synu
племянницаДочерица/dusterisiОт дочьСестра отца / материтетяИз детской речиОтец
женытестьМать жены тещаСестра женыSvesti/svistiВозможноСын жены сестрысваткаот
возвратногоОтец или мать мужаСват/сватьяМестоименияновобрачныйженихОт женити
(брать жену)
Социальная структура
Опираясь на собственные материалы, собранные в Герцеговине и
Чернрогории, Отто Шредер описал протоиндоевропейскую структуру родовой семьи.
Основной единицей этой структуры является задруга. В горных районах, где
основным занятием было выращивание скота, ее размеры были невелики. Задруга
возникла на основе рода - экзогамного клана, члены которого были связаны прямым
кровным родством. Более крупное объединение было необходимо для совместного
владения скотом, лесами и пастбищами, а также для их защиты от захвата.
Задруги, в свою очередь, объединялись в племена. Каждое племя занимало
определенную территорию – жупу и возглавлялось жупаном или старшиной
|
|