Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Мария Гимбутас - Славяне
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
других.
       В 1897 году Довнар Запольский сообщает, что в Минской области Белоруссии 
отец выстроил на своем дворе отдельные избы для каждого из сыновей и его семьи, 
но земля, скот, сельскохозяйственные орудия и приготовление пищи остались 
общими. Все семьи  вместе ели и вместе работали. Каждая семья владела только 
своей одеждой и утварью,  отдельно зарабатывая деньги.
       Аналогичное устройство имели усадьбы в старой Латвии, где хозяин жил в 
главном доме на усадьбе, а его женатые сыновья  - в постройках, называвшихся 
«жилые клети». В них была небольшая печка, использовавшаяся исключительно для 
обогрева в холодное время года. Приготовление пищи осуществлялось только в 
главном доме или, если семья была большая, то в специально построенной кухне. 
       У всех членов задруги было одно общее родовое имя (патроним), которое 
давалось каждому новому члену при крещении. Это было имя основателя задруги. 
Когда задруга слишком разрасталась, она делилась на несколько частей,  но все 
они сохраняли общий патроним. Обычно задруга составляла небольшую деревню или 
ее часть.
       По своей сути задруга представляла собой расширенную родовую общину. Ее 
главой являлся отец или дед, но он не мог управлять семейными делами без совета 
и согласия взрослых членов семьи. Обычно самые основные проблемы он обсуждал со 
своими сыновьями.
       Параллельно мужской существовала и женская иерархия. Старшая среди 
женщин именовалась «мать дома». Круг ее власти определялся всей домашней 
работой: приготовлением пищи, кормлением скота,   ткачеством, шитьем и 
прядением. Она определяла порядок работы по дому и поддерживала мир в доме. 
Обычно «матерью  дома» являлась жена отца или деда, наделенная им властью. При 
необходимости мать выполняла роль посредника между главой дома и остальными 
членами семьи, но сама никогда не становилась главой задруги, хотя и принимала 
его обязанности после внезапной смерти.  Глава рода выбирал своего наследника, 
обычно им становился старший или следующий по возрасту сын. Если у него не было 
сыновей, глава дома мог назначить преемником своего брата или сына своего брата.

       Если отец неожиданно умирал, не назначив себе преемника, то самый 
старший мужчина задруги выбирал человека, чей авторитет. возраст, способности и 
навыки признавались всеми окружающими. Ведь глава дома становился организатором 
задруги, он отвечал как за ее экономическое, так и за моральное благосостояние. 
В его обязанности также входило поддержание добрых отношений между его задругой 
и окружающим  ее  внешним миром - остальной деревней, церковью и государством.
       Дома он выступал и как судья, следивший за тем, чтобы члены семьи 
выполняли возложенные на них обязанности. При необходимости улаживал проблемы и 
ссоры. Принятое им решение не оспаривалось и считалось единственно правильным. 
Даже в старости совет старшего (деда) ценился весьма высоко. Еще с 
дохристианских времен глава семьи выступал и в функции домашнего жреца. Он 
обеспечивал почитание предков, продолжавших охранять семью и после своей смерти.
 Поклонение предкам особенно ревностно поддерживалось в России, где 
внутрисемейные отношения были особенно патриархальными.
       Следующими в иерархии были сыновья, которые образовывали семейный совет, 
после них – женщины и дети.
       Женщина находилась на самой низшей ступени. Она всецело зависела от мужа,
 глава дома мог бить ее и детей и даже сожительствовать с женами сыновей. В 
«Лаврентьевской летописи» упоминается, что у древлян, радимичей, вятичей и 
северян мужчины могли иметь по две или три жены. Со дня свадьбы невеста 
называлась молодой (молодухой), то есть самой младшей. Наименование 
подчеркивало, что у нее нет практически никаких прав.  
       После смерти мужа жена не имела прав собственности. Ей просто 
дозволялось оставаться в доме, готовить, изготавливать одежду и участвовать в 
похоронах. Если она покидала дом мужа, то теряла все.
       Начиная с десяти лет дети начинали работать пастухами, с шестнадцати они 
уже работали в поле, а в двадцать считались взрослыми.
       Задругу можно представить как сообщество, охватывающее три сферы 
отношений:
1. Личную, поскольку все жили вместе под началом главы дома. Это означало, что 
начиная с определенного возраста мальчики и девочки выходили из-под опеки своих 
матерей и других женщин и воспитывались не своим собственным отцом, а главой 
дома и соответственно хозяйкой дома.
2. Территориальную. Даже в том случае, когда каждая семья жила в отдельном доме,
 сохраняя личную собственность, землей и сельскохозяйственными орудиями 
продолжали владеть совместно.
3. Экономическую. Все члены сообщества принимали участие в совместном 
сельскохозяйственном труде,  а результаты их индивидуальной деятельности  
рассматривались как вклад в общее благосостояние всей задруги.

       Предполагают, что доисторическая славянская задруга располагалась в 
комплексах небольших отдельных строений, наподобие тех, что существовали в 
Болгарии, Югославии, России и других славянских странах вплоть до конца XIX 
века. Вместе с тем по имеющимся археологическим данным невозможно точно 
установить, что задруги существовали на протяжении всей праславянской и ранней 
славянской истории. 
       С уверенностью можно утверждать лишь то, что форма патриархальной 
объединенной семьи в определенные периоды существовала на славянской территории.
 Она имеет близкие аналоги у балтов, иранцев (например, у осетин на Кавказе) и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-