|
присутствовали в районе Среднего Дуная между VI и IX веками нашей эры. Если
славяне на самом деле были похоронены на этих кладбищах, тогда, вероятно, их
культура во многом подвергалась влиянию аварской. Кроме того, они подверглись
византийскому и германскому влиянию. Все эти элементы и образовали ту
славянскую материальную культуру, которая позже стала частью культуры Моравской
империи.
Похожая картина складывается и на основании археологических раскопок,
произведенных в славянских поселениях Моравии и в Богемии. Об одном из них,
находящемся близ Брезно к северо-западу от Праги, еще не раскопанном до конца,
следует упомянуть отдельно. На раскопанной части находятся 32 дома. В отличие
от других славянских поселений, состоящих исключительно из одинаковых
квадратных землянок, в Брезно представлены разные типы жилищ. Только 22
землянки из 32 относятся к традиционному славянскому типу, остальные жилища
более длинные и имеют прямоугольную форму. На каждой короткой стороне
расположено по три столбовые ямы. На плане самый северный дом как раз относится
к данному типу. (илл.50)
Керамические изделия также двух типов, славянского и германского. В
большинстве домов обнаружена керамика пражского типа, которую можно отнести к
разным периодам. Серовато-черные осколки двуконусных горшков, украшенные рядом
насечек характерны для периода миграций и имеют явно германское происхождение.
Предполагают, что поселение создавалось германцами еще до прихода славян.
Наиболее поздние находки – орнаментированная керамика, изготовленная на
гончаром круге - соответствуют периоду укрепленных поселений.
Сравнивая осколки изделий германского происхождения с аналогичными
находками из поселений, расположенных в центральной Германии, Плейнерова
установила, что ранние славянские поселения появились в Брезно в первой
половине VI века.
Соединение германских и славянских элементов в одном селении может
указывать на то, что часть немецкого населения продолжала в нем жить и после
появления славян. И те, и другие занимались сельскими хозяйством и возможно
существовали параллельно, пока славяне не поглотили германцев. Раскопки четко
свидетельствуют о существовании ранней славянской культуры и в период создания
укрепленных поселений. Квадратные землянки с очагом, расположенным с
расположенным в углу очагом продолжают строить внутри укреплений на протяжении
всего VIII века.
Возможно, славяне мигрировали в центральную Германию через долину
Верхней и Средней Эльбы вскоре после того, как они поселились в Богемии. По
крайней мере об этом говорят похожие археологические находки. Это могло
случиться примерно в 500 году нашей эры, в первой половине VI века или после
аварского вторжения в район Элбы - Зале в 565-566 годах нашей эры, что
остается только подтвердить более достоверными материалами.
В долинах Средней Эльбы обнаружен ряд небольших погребений, состоявших
из кремационных могил в виде горшков или урн и включавших грубую, изготовленную
вручную керамику пражского типа. Самое большое погребение находится в
Дессау-Мозигкау и состоит из 45 могил. Другие поселения сосредоточились в
районах Виттенберга, Цербста, Биттерфельда, Котхена и Тангерхюта в центральной
Германии.
Поселение, раскопанное в Дессау-Мосигкау, расположено на дилювиальной
террасе Эльбы и состоит из 44 квадратных домов раннего славянского типа,
расположенных по кругу. В северо-западном углу каждого дома находится сложенный
из камней очаг. Вход размещался посредине дома. Анализ образца угля из этого
поселения позволяет определить время его образования примерно как 590+ 80 лет.
В Грибене в районе Тангерхута, расположенном на реке Эльбе, находится
самая северная тока в центральной Германии, где встречаются поселения с
маленькими домами квадратной формы, в которых была найдена керамика пражского
типа.
Первый славянский комплекс в центральной Германии появился как
совершенно чужеродный элемент, его появление не согласуется с поздними
меровингскими материалами. Принявшие христианство франки хоронили своих умерших
в земле, помещенные в их могилы предметы отличаются от других. Нет прототипов у
изделий пражского типа и среди германских наааходок.
В исторических источниках упоминается колонизация сорбами (видимо под
этим названием обозначены сербы) долины Эльбы и территории, расположенная между
реками Эльба и Зале. В 630 году Фридегар упоминает сорбов, жилвших к востоку от
тюрингцев, то есть в районе междуречья Эльбы и Мульды.
Эйнгард, автор «Хроники королевства франков» («Annales Regni
Francorum») с 782 по 806 годы упоминает сорабцев, «чьи поселения расоплгались
между Эльбой и Зале» и «в верховьях Эльбы».
Изучение славянской топонимики показывает, что славянские поселения
распространены восточнее района Эльба-Зале а также примерно до линии Эрфур –
Арнштадт - Веймар. Севернее славянские названия встречаются до Ильбменау. Во
время правления Шарлеманя западная граница распространения славянской
топонимики соответствует восточной границе Франкской империи.
Ранняя славянская керамика, относящаяся к пражскому типу, известна по
неукрепленным поселениям и городищам, расположенным в районе Нижней Эльбы и в
Мекленбурге. В некоторых местах она располагается в слоях, предшествующих VIII
веку. Поэтому время появления славян в северо-западной Германии можно отнести к
VI веку, как и в районе бассейна Средней Эльбы.
Для славянских поселений VIII века нашей эры, обнаруженных в восточном
Гольштейне, в западном Мекленбурге и в районе реки Шпрее-Гафель характерна так
|
|